Психологические особенности старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Ведущая потребность в этом возрасте — потребность в общении.
Этот период называют сензитивным (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как его родителям?
Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:
- формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
- изменения в образе-Я;
- отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.
Произвольность психических процессов
– это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя
запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что
совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.
Изменения в образе «Я»
До
5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по
мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос,
что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том,
кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с
другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд),
героями или персонажами, реальными или фантастическими, на которых он бы
хотел быть похожим. Поэтому, важно влияние ближайшего окружения, важно
то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только
через окружающий мир он познает, и оценивает себя.
Отношения со сверстниками
Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:
1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4)
интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на
сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа
взаимоотношений и общения со сверстниками.
Существенные
изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом
взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать
совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать
действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной
персонаж, ссылаясь на правила.
Начиная
с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему
серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к
другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские
отношения.
Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора. В
этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6
годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных,
преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную
функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут
словесные, речевые игры , направленные на расширение кругозора и
словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание,
конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к
которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается
развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая
оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание
побеждать. Обязательно замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите
ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для
него это особенно важно.
Характеристика развития познавательных процессов:
Или что должен уметь ребенок 5-6 лет?
ВНИМАНИЕ:
- — выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
- — удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- — находить 5-6 отличий между предметами;
- — выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
- — находить 4-5 пар одинаковых предметов
ПАМЯТЬ:
- — запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- — рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- — пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
- — сравнивать два изображения по памяти;
МЫШЛЕНИЕ:
- — определять последовательность событий;
- — складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- — находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- — находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- — находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
- Иметь достаточно богатый словарный запас.
- Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
- Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
- Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
- Определяет место звука в слове.
- Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
Педагог-психолог Томрачева Ю.А.