В рамках сетевого сообщества «Психология в образовании» педагоги-психологи детских садов № 167 , 134 и 121 провели успешно онлайн-семинары для педагогов, воспитателей и педагогов-психологов по годовой теме
«Коммуникативная компетентность как фактор успешной профессиональной деятельности»
На семинарах рассматривались актуальные вопросы педагогической конфликтологии «Конфликт в педагогической деятельности» и «Бесконфликтный стиль общения.
Методика контактного взаимодействия педагога и родителя».
Задачей данных семинаров являлось: — повышение коммуникативной компетентности педагогов в преодолении и предупреждении конфликтов. — обучение педагогов способам, методам бесконфликтного общения, контактного взаимодействия с родителями. |
-повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах построения эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ.
-содействовать повышению уверенности в себе у педагогов
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого- педагогической помощи родителям. Но, как показывают научные данные, данное направление остается для современного воспитателя наиболее сложным. Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами детского сада, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение принять точку зрения родителей, нежелание искать подход к каждому члену семьи. Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к родителям, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к различным семьям способствуют возникновению в практике общения воспитателя с семьей сложных ситуаций.
Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с ребенком.
Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника, — все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.
Как говорят медики, «болезнь лучше предотвратить, чем лечить», поэтому вначале мы поговорим о том, какими приемами эффективного общения с родителями должен владеть воспитатель.
Конфликт (от лат. conflictus) означает столкновение. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Общение — многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности , например, физиологические (такие как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие — все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ. Способность к общению у человека – врожденная.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
— желание вступить в контакт с окружающими;
— умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника;
— умение эмоционально сопереживать;
— умение разрешать конфликтные ситуации;
— знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Умение общаться предупреждает недоразумения между людьми и делает общение приятным.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трёх плюсов»: приветствие, имя, улыбка.
Психологическое пространство. В общении людей важно, на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них. Если это расстояние больше 5 метров, то вряд ли получится долгий разговор.
С малознакомыми людьми при сильном приближении разговор может не получиться. Собеседники почувствуют себя напряженно, им будет неудобно говорить друг с другом. Пример: ситуация в лифте.
Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см- до 1м.
Общение конечно возможно и на расстоянии от 1м — до 4 м. Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.
Однако нет точного расстояния удобного для всех людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять. Важным умением в общении является способность своими словами передавать суть сказанного.
В общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив, не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по — настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении.
Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми.
Условия, необходимые для оптимального педагогического общения:
Искренний интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.
Умение слушать людей – как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.
Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
С педагогами проработаны упражнения для эмоционального благополучия, РЕЛАКСАЦИЯ «Скорая» помощь педагогу.
Психологическая зарядка, арт-терапия — карикатура «Я на Работе»
Умение общаться не приходит к человеку само собой. Умение жить в обществе, общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому следует учиться всю жизнь. И если в отношениях педагога с родителями присутствует чувство доверия, открытости и готовности к взаимодействию с каждой семьей, то это поможет в развитии партнерских отношений с родителями воспитанников ДОУ.
Мы хотим Вам пожелать достичь высокого уровня профессионального мастерства в вопросах построения эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ .
Мы надеемся, что предложенный нами подход к пониманию роли педагога в решении конфликтов и их профилактики послужат росту вашей профессиональной компетентности. И помните, грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия. Отдельная благодарность за сотрудничество педагогам-психологам МАДОУ д\с 134, 121 Журавлевой Н.Ю., Смирновой О.В.
Педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна