«У моего ребенка нет друзей»: Что делать родителям«
Частый повод обращения родителей на консультацию к психологу — «Почему ребенок ни с кем не дружит?». Очень часто мне приходится разъяснять родителям, какие и почему бывают трудности у детей в общении со сверстниками, даю рекомендации, как их избежать, что нужно делать взрослому, чтобы развивать общительность ребенка.
Друзья и дружба — важные аспекты социально-личностного развития ребенка. Представления детей о дружбе проходят ряд стадий. На первой, характерной для детей 5–7 лет, друзья — это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще всего: соседи по дому, сверстники из группы детского сада, с которыми он вместе гуляет, делится игрушками, сладостями. В этот период дружеские связи неустойчивы и недолговечны, они легко возникают и легко прерываются. У ребенка еще нет постоянных друзей. Так, пятилетний мальчик на вопрос: «Кто твой друг?» отвечает: «Вчера я играл с Петей — он мой друг. А сегодня он не пришел в детский сад, наверно заболел. Теперь у меня друг Алеша, я с ним играю в конструктор».
В отечественной психологии исследования дружбы между детьми соотносят с младшим школьным и подростковым возрастом. Применительно к раннему и дошкольному возрасту проводились исследования развития общения и становления аффективных связей ребенка со сверстниками.
Какие проблемы в общении у детей раннего возраста возникают и почему?
Повод обращения на консультацию родителей детей раннего возраста, скорее, не дружба, а контакты и взаимодействие ребенка со сверстниками. Родителей беспокоит бесцеремонность в обращении ребенка с другими детьми. В связи с этим у них возникают вопросы:
- Надо ли ограничивать контакты ребенка со сверстниками, пока он «не научится правильно себя вести»?
- Нужны ли для развития ребенка контакты со сверстниками или можно ограничиться общением со взрослыми? (Ведь сверстник может обидеть, отнять игрушку, научить плохому. Общество взрослого для малыша безопаснее.)
- Нужно ли вмешиваться в детские конфликты и учить ребенка отстаивать свои интересы?
Причины, из-за которых у ребенка могут быть проблемы во взаимодействии со сверстниками:
1. Родители выбрали неправильную стратегию воспитания — ограничили контакты ребенка с другими детьми, потому что:
- считают общение со сверстниками неважным для психического развития ребенка;
- боятся, что сверстник может причинить вред — обидит, отберет игрушку, ударит, «может заразить инфекцией».
Что надо делать родителям, чтобы развивать общение у детей раннего возраста: • выстраивать правильную стратегию воспитания; • знать и понимать, как контактируют дети в этом возрасте; • создавать условия для развития социальной компетентности |
2. Родители не понимают особенности развития общения со сверстниками в раннем возрасте. Наблюдая за общением малышей, которое происходит в форме эмоционально-практического взаимодействия, они думают, что «дети еще не умеют правильно общаться» — кричат, шумят, кривляются, вместо того чтобы «поговорить», спокойно поиграть вместе.
3. Родители не могут (не умеют) создать условия, чтобы развивать общение со сверстниками и социальную компетентность ребенка. Для современных родителей типично привести сына (дочь) на детскую площадку и предоставить его (ее) самому себе. Мама сидит на лавочке, уткнувшись в телефон, ребенок — «устанавливает отношения» со сверстниками, как умеет. При этом часто возникают конфликты из-за того, кто будет качаться на качелях, из-за игрушек, неумения выразить свои желания и учитывать интересы другого ребенка. Родители часто предпочитают не вмешиваться, ошибочно полагая, что «дети сами разберутся».
В каких направлениях ПРОХОДИТ консультативная работа с родителями детей раннего возраста
Консультативную работу с родителями педагог-психолог проводит в двух направлениях:
1) информирует их о роли и особенностях развития общения ребенка со сверстниками в раннем возрасте;
2) учит, как организовать взаимодействие между детьми, создать условия, чтобы сформировать положительное представление о другом ребенке, интерес к нему, чувствительность к его состоянию и желаниям.
ИТАК, общение со сверстниками — важная составляющая социально-личностного развития ребенка. Именно в раннем возрасте у него формируются потребность в общении с другими детьми и основы социальной компетентности. Общение со сверстниками открывает ребенку возможности для самовыражения, способствует развитию образа Я и другого человека. Ограничивая контакты со сверстниками, родители препятствуют полноценному психическому развитию ребенка.
Этапы становления общения ребенка со сверстниками:
1) второй год жизни — дети проявляют друг к другу внимание и интерес, окрашенные положительными эмоциями. Контакты носят кратковременный и эпизодический характер, побуждаются потребностью ребенка в новых впечатлениях и функционировании.
Дети обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой: дергают друг друга за волосы, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого, если он мешает пройти. В конце второго года жизни появляется стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои умения.
2) третий год жизни — характерна чувствительность к отношению сверстника: ребенок ориентируется на выражение лица, эмоциональные и речевые проявления другого ребенка. Радуется вместе с ним или прекращает действия, если он выражает негативные эмоции или отказывается от общения.
На протяжении раннего возраста общение детей со сверстниками имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, которое строится на взаимном подражании. Его отличительные черты — непосредственность и раскованность. Присутствие сверстника важно и для игры ребенка. При этом дети играют «не вместе», а «рядом» друг с другом.
ИТАК! в центре жизнедеятельности ребенка раннего возраста находится взрослый. Он задает образцы социальных контактов, социальной компетентности в межличностных отношениях ребенка со сверстниками: организует совместные игровые действия детей с предметами, создает условия для личностно-ориентированного общения.
Например, в процессе игр («Дочки-матери», «Гараж», «Доктор Айболит») с набором игрушек, которые соответствуют раннему возрасту, предложите родителям:
- привлекать внимание детей друг к другу;
- называть их по имени;
- отмечать достоинства и успехи — «Посмотрите дети, какой красивый домик Петя построил!», «Молодец, Маша! Куклу и мишку вкусной кашкой накормила!». При этом можно предложить детям повторить действия партнера, похвалить каждого ребенка за его успехи.
Общение со сверстником часто затруднено у детей, которые росли среди взрослых, не имели опыта контактов с другими детьми на протяжении раннего возраста |
Научите детей выражать свои желания, просьбы, делиться игрушками, договариваться, соблюдать очередность. Например, ребенка двух-трех лет полезно учить выражать свои желания, просьбы с помощью слов, а не крика — «Если ты чего-то хочешь, скажи словами, покажи, а не кричи». Перед прогулкой — обсуждать, что он будет делать, если другой ребенок захочет поиграть его игрушкой. Подобную ситуацию мама может разыграть дома с ребенком или используя кукол — «Что делать, если зайчик и куколка хотят поиграть одной игрушкой?». Также можно «проигрывать» и другие спорные ситуации, например: «Зайчик хочет покачаться на качелях и мишка тоже. Что нужно сделать? Прогнать, подождать пока другой покачается, качаться вместе?» Таким образом ребенок научится договариваться, обмениваться игрушками, устанавливать очередность.
Какие проблемы в общении со сверстниками возникают
у детей 3-7 лет ?
Поводы для обращения на консультацию родителей детей дошкольного возраста (3–7 лет):
- ребенок не умеет играть со сверстником, постоянные ссоры из-за игрушек, обиды, не умеет учитывать мнение другого (3–4 года);
- ребенок «зависит» от похвалы взрослого, не доволен тем, что хвалят сверстника, а не его, конкурирует с детьми (4–6 лет);
- не умеет дружить («дружит то с одним, то с другим»), конфликтует с лучшим другом (6–7 лет).
Причины, из-за которых у детей дошкольного возраста могут быть проблемы в развитии общения со сверстниками:
1) ребенок 3–4 лет не умеет удовлетворять потребность в общении со сверстником — не стремится к эмоциональному взаимодействию, соучастию в забавах и самовыражении;
2) ребенок 4–6 лет не умеет вступать в ситуативно-деловое сотрудничество (распределять игровые роли и функции, учитывать действия и воздействия партнера, организовывать совместную деятельность), не может удовлетворить потребность в уважении и признании со стороны сверстника;
3) ребенок 6–7 лет не может общаться в ситуациях, не опосредованных предметами и действиями с ними, а также внеситуативно — на фоне игры или продуктивной деятельности.
Каковы нормативные особенности и формы общения дошкольников со сверстниками
Особенности общения детей 3–7 лет: • большое разнообразие коммуникативных действий; • яркая эмоциональная насыщенность; • нестандартность и оригинальность взаимодействия |
Объясняю: в дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками — одна из главных. В обществе сверстников дети проявляют свою индивидуальность, самовыражаются.
Какие нормативные особенности характерны для общения детей дошкольного возраста:
- большое разнообразие коммуникативных действий, не свойственных для общения со взрослым — так, ребенок может навязывать свою волю сверстнику, спорить с ним, требовать, успокаивать в случае необходимости и т. д.;
- яркая эмоциональная насыщенность — у дошкольника проявляется в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических выражений (по сравнению с общением со взрослым), которые отражают разнообразные эмоциональные состояния — от ярости до сочувствия и сопереживания;
- нестандартность и оригинальность взаимодействия — в общении со взрослыми дети, как правило, придерживаются общепринятых норм поведения, при контакте со сверстниками используют разнообразные движения и действия (принимают странные позы, подражают и передразнивают друг друга, подпрыгивают, придумывают разные звукосочетания и т. п.).
Факторы, способствующие возникновению избирательных предпочтений в дошкольном возрасте, с кем дети предпочитают играть, кого выбирают в друзья.
Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Содержание общения ребенка со сверстниками меняется на протяжении дошкольного возраста в зависимости от его формы.
В рамках эмоционально-практического общения это потребность в самовыражении, эмоциональном взаимодействии со сверстником. Ситуативно-деловой форме общения соответствует потребность в сотрудничестве с другим ребенком в игре и продуктивной деятельности. Для внеситуативно-деловой формы характерна потребность в признании и уважении сверстника сверстником. Она реализуется в рамках «чистого общения», в играх с правилами и совместной деятельности.
Формы общения ребенка со сверстниками на протяжении дошкольного периода 3–4 года — эмоционально-практическое общение, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Дети хотят привлечь к себе внимание и вызвать эмоциональный отклик партнера, они создают общее настроение и начинают чувствовать взаимную общность. Эмоционально-практическое общение по своему содержанию и средствам ситуативно, зависит от конкретных условий. Привнесение в ситуацию общения новой игрушки вызывает у детей стремление завладеть ею, и взаимодействие разрушается. 4–6 лет — ситуативно-деловое общение. Это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Игра коллективная, дети хотят играть вместе, а не в одиночку. В игре они занимаются общим делом, им приходится согласовывать свои действия и учитывать инициативу партнера, чтобы достигнуть общего результата. В этом возрасте потребность в сотрудничестве — главная для общения детей. Большую значимость приобретает потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Если партнер по игре не обращает внимания на ребенка, тот может выразить обиду или недовольство. Появляется конкуренция за похвалу взрослого, ребенок постоянно сравнивает, противопоставляет себя сверстнику, соревнуется с ним. 6–7 лет — внеситуативно-деловое общение. Увеличивается число внеситуативных контактов. Дошкольники могут рассказывать, чем они занимались, что нового увидели, делиться своими предпочтениями, давать оценки поступкам других людей. Общение может выступать как «чистое общение» — не опосредованное предметами и действиями с ними. В то же время внеситуативное общение происходит и на фоне игры с правилами или продуктивной деятельности (подготовка к игре, обсуждение правил, хода игры, результатов). Формируется личностное отношение к сверстнику, который становится предпочитаемым партнером по совместной деятельности. Это отношение выражается в том, что у детей проявляется бескорыстное желание помочь другу, сделать ему подарок, уступить в чем-либо. Бескорыстное желание помочь ребенку, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия свидетельствуют о том, что сверстник начинает выступать для ребенка как самоценная личность. В 6–7 лет между детьми возможны бурные ссоры, конфликты, обиды. Дружеские связи и предпочтения еще неустойчивы и недолговечны. |
Какие условия необходимы для развития общения детей 3–7 лет
Родителям детей в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуем специально создавать условия для общения со сверстниками (на прогулке, дома, на даче и др.), побуждать интерес, формировать положительный образ другого ребенка, привлекать внимание к его качествам, способностям, умениям. Для этого можно организовывать с ребенком и его сверстниками совместные игры (сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические), обсуждать с ним способности, умения, успехи сверстников, положительно оценивать участие самого ребенка в игре и общении с другими детьми.
Обратите внимание! не следует ограничивать эмоциональное взаимодействие детей, естественный шум, инициативные действия, речевые проявления. Все это развивает творческую инициативу ребенка, позволяет ему получить положительные эмоции, удовольствие от общения, помогает установить контакты, подружиться.
Организовывайте игры с куклами (кукольный театр), где взрослый и ребенок от лица кукол будут разыгрывать различные ситуации, в которых нужно делиться игрушками (у мишки много игрушек, а у зайки ни одной); учитывать мнение другого (зайка хочет пойти гулять, а мишка — читать книжку). Задача ребенка — найти выход из затруднительной ситуации. Взрослый помогает в случае необходимости.
Родителям детей от 4 до 6 лет рекомендуем поощрять сюжетно-ролевые игры. Для этого они должны:
- выделять время для свободной игры детей;
- иметь соответствующие наборы игрушек;
- выступать на начальном этапе игры организатором, а если необходимо — то партнером (например, сыграть роль бабушки, которая по условиям игры приехала в гости);
- вовлекать в игру других детей;
- помогать при распределении ролей, разработке сюжета, поиске предметов-заместителей и т. д.
В ходе игры родители могут научить ребенка учитывать желания и интересы партнера, разрешать конфликты, сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями сверстника. Например, в случае конфликта, когда дети не могут договориться о развитии сюжета, взрослый может предложить обсудить мнение каждого участника игры, найти компромисс, помочь учесть интересы каждого и продолжить игру.
Родители! Обратите внимание! Вы должны понимать, что конкуренция между детьми за похвалу взрослого — закономерность развития. Однако необходимо учить ребенка радоваться не только своим достижениям, но и видеть успехи другого. Например, в играх с правилами взрослый может показать ребенку положительный пример: проявлять радость, когда партнер получает дополнительный ход, и огорчение — при пропуске хода.
Родителям детей от 6 до 7 лет рекомендуем поощрять общение ребенка с предпочитаемым сверстником, которого он называет своим другом (приглашать на совместную прогулку, в кино, в гости и др.). Полезно обсудить, чем ему нравится его друг, что они вместе делают, в какие игры играют, в каких случаях ребенок сердится или обижается на своего друга. Это поможет ему разобраться в своих предпочтениях, чувствах, расширит представления о другом ребенке, положительных и отрицательных личностных качествах, межличностных отношениях.
Обращаю внимание родителей: важно развивать у ребенка умение понимать эмоции и переживания другого, учить проявлять сочувствие, сопереживание человеку, который обижен или расстроен. Для этого при совместном чтении литературы, просмотре мультфильмов нужно обсуждать с ребенком чувства и переживания героев, причины их возникновения, возможности проявить сочувствие и помощь. Например, при просмотре мультфильма «Ну, погоди!» можно задать ребенку следующие вопросы:
- Кто из персонажей добрый, кто — злой? В чем это проявляется?
- Хочет ли волк на самом деле поймать зайца, как можно их подружить?
На примере приключений Незнайки и его друзей можно обсудить:
- Почему Незнайка часто ссорится со своим лучшим другом Гвоздиком?
- Что нужно сделать, чтобы они лучше понимали друг друга, не обижались, не конфликтовали?
Дорогие родители, вне зависимости от возраста детей важное условие развития позитивных отношений ребенка со сверстниками, установления дружеских связей с другими детьми — позитивные и гармоничные детско-родительские отношения.
Родители, которые постоянно конфликтуют с ребенком, не учитывают его интересов, желаний, предпочитают командовать и отдавать распоряжения, не вправе ожидать от него умения общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Педагог-психолог, Варламова Наталья Борисовна