Консультация для родителей
Консультацию подготовила воспитатель Гусева В.А
Наблюдать можно повсюду — на улице: в песочнице, парке, в магазине, и дома. Лучше всего, конечно, преподносить «уроки наблюдательности» в виде свободной игры. Запаситесь непринужденностью, весельем, легкостью полета мысли, и конечно — терпением. Забудьте — о строгости, давлении, торопливости — они убьют у ребенка любое желание играть в эту игру.
1) Прогулка по городу.
Гуляя вместе с ребенком — просите его запоминать, а потом описывать словами любые интересные ему предметы и объекты.
Если у Вас мальчик: наверняка ему интересны будут автомобили. Предложите ему внимательно посмотреть на проезжающий мимо Вас автомобиль — а через несколько секунд спросите сына — какой был у машины цвет, размер, форма?
Если же у Вас девочка: то возможно, для нее будут более интересны красочные витрины, яркие цветочные клумбы. Так, отходя, например, от витрины — можно поиграть в игру «Давай вспомним все до мелочей»: цвет предметов, форму, расположение, забавные детали.
Вы скажете — «но, это же обычная тренировка памяти…». Отчасти — да, но прежде чем запомнить — ребенку надо увидеть и заметить важные детали, а потом суметь воспроизвести их устно. Тут работает не только зрительная память, но и логическое мышление, способность думать и анализировать.
2) Развитие наблюдательности у детей на лоне природы.
Для развития наблюдательности можно использовать все, что попадется на глаза: веточки, шишки, камушки, листочки, травинки, кусочки древесной коры. Пусть ребенок внимательно рассмотрит каждый из найденных предметов, определит их величину, цвет, форму, а Вы в свою очередь, опишите ему их особенности: зубчики и прожилки на листьях, насыщенность цвета, причудливость формы, ощущения при прикосновении… К месту придутся вопросы: «На кого похожа эта шишечка? Чем отличаются эти два листика?» Объясните крохе, обобщите, что все это богатство — природный материал, «… его подарила нам природа». Предложите собрать его и унести домой — для всевозможных поделок. Листья — для гербария, шишечки, веточки, кусочки мха и прочее — в коробочку. Будет чем заняться ненастными вечерами.
Для развития любознательности — приобретите атлас животных и растений, присущих Вашему району (полосе). В первую очередь — для себя! Для того, чтобы: если на прогулке в парке или лесу, малыш задаст очередное «что это?» и «почему» — Вы не стушевались, а со знанием дела определили как минимум название объекта интереса крохи. Например: нужно суметь не перепутать вяз с дубом, сороку с вороной, знать названия трав, деревьев, птиц, обитающих в Ваших местах. Помните: Ваше частое «не знаю» отобьет у малыша весь интерес спрашивать, интересоваться окружающим миром.
Кстати, придя домой — полезно будет заняться с малышом рисованием — пусть он нарисует все, что сумел запомнить — это тоже отличное упражнение для развития наблюдательности — умения подмечать малейшие детали.
3) Развитие наблюдательности у детей — Мир Звуков.
Попробуйте выработать у ребенка привычку прислушиваться к звукам окружающего мира — благодаря этому Вы разовьете у него тонкое чутье. И тогда, в будущем, даже по малейшим изменениям в тембре голоса он сможет улавливать, какие эмоции на самом деле ощущают люди, независимо от того, что они говорят. Он сможет не только слУшать, но и слЫшать.
Примерные упражнения на тренировку «Умения Слышать»:
Шум ветра. Научите ребенка прислушиваться к ветру: и отличать — как шумит ветер в городе (за окном) — и как в парке, в листве деревьев. Пусть он научится чувствовать разницу.
Таким же образом можно предложить прислушаться: к шуму крыльев — голубя и воробья; к гулу больших и маленьких машин, проезжающих по магистрали — и по обычной городской улице; дробь дождя по асфальту и оконному стеклу…Звуки, воспроизводимые животными. Чем они отличаются? Объясните, что такое высокий и низкий «голосок». Предложите ребенку повторить их — иммитируя различные звуки, ребенок сможет лучше для себя определить их различие.
Можно приобрести сборник музыки для детей со звуками природы — дождя, ветра, журчание ручья, волн реки, звуками, издаваемыми домашними животными и птицами (частично лесными). Этот аудиоматериал может превратиться в увлекательную игру: пусть ребенок попробует угадать — какое животное или птица «говорит»/поет в данный момент?
4) Наблюдательность и осязание.
Найди на ощупь: Положите в полотняный мешочек — разные предметы и игрушки: например — чайную металлическую ложку, клубочек шерстяных ниток, шишку из леса, маленькую куколку и пр. Постройте свою игру с ребенком: но смысл ее пусть будет таким — Вы называете предмет, а кроха (не подглядывая!) на ощупь ищет его в мешочке и достает.
И напоследок: Не останавливайтесь на достигнутом — ищите новые способы развития наблюдательности у своего малыша! Ведь научившись наблюдать, он сможет лучше концентрироваться, анализировать, мыслить, тоньше чувствовать, видеть внутреннюю красоту, любить и осознавать, как устроен окружающий его мир.