Речевое дыхание — это дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, во время которого образуются звуки речи. Так как дыхание является энергетической основой нашей речи, обязательно нужно научить ребенка правильному дыханию. Если ребенок не может сделать глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка, даже при правильной артикуляции, не получается. Такая проблема возникает чаще у детей, часто болеющими простудными заболеваниями.
Чтобы у детей формировалось правильное произношение, работу по развитию дыхания нужно начинать с младшего возраста.
Недочеты детского дыхания преодолеваются:
1. Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха
2. Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
То и другое достигается исключительно в игре. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений 3 — 5 минут
Дыхательные игры:
1. Сдувать снежинки, бумажки. пушинки с стола, с руки;
2. Дуть на легкие шарики, карандаши, так чтобы они катились по столу;
3. Приводить дутьем в движение плавающие игрушки в тазу (кораблик, уточку, лебедя), но чтобы они двигались не падая. А также всякие вертушки, крылья мельницы, бумажные колпачки и шарики, подвешенные на нитку
4. Игра на детских музыкальных инструментах — дудочках, трубах, губных гармошках
5. Надувание воздушных шариков, резиновых детских игрушек, бумажных мешков-хлопушек.
6. Особенно полезна игра в мыльные пузыри. Она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха.
Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет, называть имена детей в группе и т. д.). В младшей группе дети приучаются говорить на одном выдохе короткими фразами от двух до пяти слов, в средней и старшей группах фразы несколько удлиняются, включая предлоги и союзы. Упражнение рекомендуется проводить в виде игры или соревнования «Кто больше скажет без передышки?»
Необходимо приучать детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого взрослый беседуя или рассказывая, читая сказку, стишок должен говорить короткими фразами, вдыхая перед каждой из них. Ребенок через рефлекс подражания усваивает эту манеру говорить.
Очень полезно для заикающихся детей совместное чтение стихов с родителями, регулируемое ударами руки или карандаша по столу. Каждый удар руки должен означать остановку и сдерживать торопливость чтения. Такая работа способствует регуляции дыхания ребенка, приучает ребенка в разговоре к периодическим остановкам для вдоха. Надо следить за тем, чтобы во время вдоха ребенок не поднимал кверху плечи, а делал вдох незаметно, спокойно.
Развитию дыхания очень помогает пение с соответствующими тексту движениями. Не менее полезно читать стишки под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и форме.
Подготовила: логопед-дефектолог,
специалист высшей категории Яшкина Е. Н.