Диалогическая речь – это разговор двух и более людей, цель которой узнать о чём-либо, подтолкнуть к совершению какого-либо действия.
Диалогическая речь является основной формой речевого общения со
сверстниками и взрослыми, служит базой для приобретения связной
монологической речи.
Разговорная речь – это форма устной речи,
которая наиболее проста и эмоциональна. В разговоре часто используют
различные средства, такие как: жесты, мимика. Разговорная речь должна
быть понятной, логически выдержанной, так как иначе она не может служить
средством общения.
Процесс развития диалогической речи во многом
зависит от становлення у детей мышления, внимания, памяти. Внимание
зависит от того как ребенок овладел словарем и грамматическим строем
языка.
Обучение диалогической речи начинается с младшего дошкольного
возраста и необходимо научить детей принимать участие в разговоре,
отвечать на вопросы педагога и уметь задавать их.
В содержание
работы по обучению старших дошкольников входит обучение детей умению
вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами и односложными,
уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки,
дополнять ответы, вносить свои реплики. Малышей тоже надо научить
качеству речи, то есть быть доброжелательным, тактичным, вежливым,
соблюдать позу при разговоре, смотреть в лицо собеседника.
Сначала необходимо развить у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделяется умению слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры:
«Кто больше?» (назвать как можно больше существительных на заданную тему)
«Волшебный мешочек» (Ребенок запускает руку в мешочек, выбирает один из предметов, ощупывает его и называет. Потом предмет вытаскивает, чтобы проверить себя.
На втором этапе на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для общения:
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (можно разыграть ситуации – поход в лес, рыбалка, посадка деревьев)
«Отгадай» (дети выбирают животное или птицу. Нужно изобразить так, чтобы остальные узнали его).
3 этап – совершенствование усвоенных навыков. Здесь используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.
Развитию навыков диалога способствует и организованный детский театр. В домашних условиях его организовать очень легко.
Учитель-логопед, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.