С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей…
Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.
Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.☺ покажите малышу различные музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать на каком инструменте Вы играете.
☺ обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, это стиральная машинка, пылесос, миксер, телефон звонит и т. п.
☺ привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идёт (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолёт и т.п.
☺ сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребёнку сделать то же.
☺ пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребёнка слушать пластинки и кассеты для детей.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
☺ расширяйте кругозор ребёнка, как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки.
☺ рассказывайте малышу о том, что Вы видите.
☺ возьмите за привычку комментировать всё, что Вы делаете.
материал подготовила учитель-логопед О.А. Савельева