Наш великий и могучий русский язык! Как много секретов и правил он в себе содержит! Слова, предложения — их тысячи, миллионы. И нашим детям всё это только предстоит узнать и освоить. Давайте сделаем этот процесс познания увлекательным и интересным. Речь пойдет о предложениях, а именно мы рассмотрим такой вопрос: что такое распространенное предложение.
Понятие распространенного предложения
Если в обычном предложении кроме грамматической основы (подлежащее и сказуемое) еще есть и второстепенные члены (например: определение, дополнение, обстоятельство), это значит, что перед вами распространенное предложение. Давайте рассмотрим на примере: «Идет снег» — это нераспространенное предложение. И дети обычно такие предложения используют в речи. «Сегодня идет снег» — предложение, которое распространено обстоятельством. «Снег летит по небу» — это предложение распространенное дополнением. «Идет сильный снег» — предложение распространено определением. Помогайте своему ребёнку распространять предложения наводящими вопросами: «когда? какой? откуда? и т.д.»
Также старайтесь обсуждать события, произошедшие с ним за день, привлекайте к решению посильных задач. Играйте со своим ребёнком в речевые игры дома.
Дидактические игры. Простые распространённые предложения.
1. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Работа по сюжетным картинкам: «Девочка… читает книгу».
2. «Кто что любит?»
Медведь любит мёд, ягоды; белка — орехи, грибы, шишки…
3. «Кому какой подарок?»
В день рождения платье подарим кукле; петушку дадим зёрна; кролику положим морковку; корове приготовим траву; кошке нальём молока; собаке бросим косточку. (Слова-глаголы не повторяются.)
4.«Закончи предложение». (Часть от целого.)
Я выпью… стакан воды; съем… кусочек пирога, мяса, хлеба; положу немного… манной каши…
5. «Наведи порядок». (Составление предложений по опорным словам.) Образец: ручка, писать, Маша. Маша пишет ручкой.
6. «Перечисли». (Однородные члены предложения и союз и.)
—Какие у тебя игрушки?
—У меня куклы, машинка, матрёшка и кубики.
—С кем ты играла во дворе?
—Я играла вместе с Катей, Валей и Леной.
(Затем дети продолжают выполнять задание самостоятельно.)
7. «Назови одним словом и перечисли». (Однородные члены предложения с обобщающим словом.)
Мама на рынке купила фрукты: яблоки, груши, сливы, лимоны и бананы…
8. «Удлиним предложение».
Первое предложение — из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее.
Образец: Машина едет. (Какая?) Пожарная машина едет. (Какого цвета?) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет?) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар.
9. «Скажи одним предложением». Наступил день. Сегодня тепло. Греет солнце.
—Какой сегодня день?
—Сегодня тёплый солнечный день.
10. «Что выбираешь?» (Разделительный союз или). Образец: Я буду или лепить, или рисовать.
—Что возьмёшь для игры?
—Я возьму или куклу, или матрёшку.
(Затем дети продолжают выполнять задание сами.)
11. «Соедини слова». (Составление рассказа по опорным словам.) Примерные слова: день, лес, дети, грибы, корзина, мама. Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в лес по грибы. Они взяли с собой корзину…
Материал подготовила учитель логопед Нохрина Т.В.
Используемая литература:
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей
М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с.