Современное воспитание ориентирует ребёнка на освоение им техники, а не живой природы. Последствия такого воспитания сказывается в различных областях жизни ребёнка. Прежде всего, в нарушении чувственной и эмоциональной сфере. Все основные связи с миром и отношение к нему формируется у ребёнка в раннем детстве. Но именно в этом возрасте дети практически лишены общения с живой природой. Такое общение и в первую очередь с животными, учит ребёнка относиться ко всему живому, как к самоценному, уважать его право на существование и нести за него ответственность. Это впрямую связано с развитием общегуманестической позиции личности: более терпимого отношения к другим людям, понимание. Общение с животными помогает с раннего возраста формировать эти качества на основе глубинного чувственно – эмоционального опыта. Животные выделяются такими физическими качествами, которые вызывают положительно эмоциональную реакцию. Это теплота, мягкость, упругость, пушистость, звуки определённого тембра и ритма. Особенно ярко эти качества выделены у детёнышей животных. Постоянная изменчивость и непредсказуемость, их поведения создают благоприятные условия для удержания внимания ребёнка, для развития его восприятия, моторики и так далее. Активность инициативность в общении делает животных прекрасными партнёрами в играх и развлечениях детей. В таких играх ребёнок получает представление о животных и их поведении. Позже появляется покровительственное отношение к любимому существу. Сознание, что он делает для других доброе и полезное, пробуждает в маленьком человеке чувство самоуважения. Конечно лучшим партнёром ребёнка могут стать собака или кошка. Они находятся на достаточно высокой стадии психического развития, их собственные способы общения таковы, что удачно «вписываются» в человеческие. Прекрасными товарищами могут стать морская свинка, хомячок, белая крыса, кролик. Они быстро становятся ручными. Этих животных можно держать в клетках. С ними меньше проблем при отъезде на дачу или в отпуск.
Черепахи или ящерицы, лягушки, рыбки хороши для детей постарше, у которых на первое место выступает самостоятельность и познавательные интересы. Им уже хочется самим ухаживать за своими питомцами. Птицы меньше всего подходят для малышей, поскольку обычно их нельзя брать в руки, однако для детей постарше они будут очень интересны.
Не забывайте, что ребёнок строит свои отношения к миру по образу и подобию окружающих его взрослых, прежде всего родителей. Поэтому, выбирая животное, руководствуйтесь склонностями членов семьи и общим укладом сваей жизни. Гораздо лучше держать дома канареек, рыбок или лягушек, если ими увлекается кто-то из взрослых, чем собаку если её не хочет никто. Ваше собственное увлечённое отношение, любовь, готовность к некоторым неудобствам и радость от общения с животными – самый лучший способ воспитания. Не заводите животное только для ребёнка. Это должен быть общий любимец семьи. Не думайте, что ребёнок будет самостоятельно ухаживать за животным, хотя он и обещает вам это. Главная ценность для него — это эмоциональное общение, физический контакт, тепло и любовь, к которым он стремится. Забота и уход только в первые дни интересны, в основном за счёт своей новизны. Он делает это с помощью взрослых, поэтому не стоит корить его за безответственность. Надо включить ребёнка в вашу деятельность по уходу за животным.
Заводя животное в доме, учитывайте возраст и личностные особенности своего ребёнка. Это поможет правильно организовать их взаимодействие.
Животные оказываются рядом с ребёнком не только в доме. Они окружают его в городе и за его пределами. Дети активно тянуться к собакам, кошкам голубям на улице, в подъезде, в магазине. Не стоит ругать их. Объясните ребёнку, что это чужое животное, ему может не понравиться, что его трогают руками. Лучше посмотреть на него и поговорить на расстоянии.
Любовь к животным дети поймут только через взрослых!
Консультацию подготовила воспитатель Новоселова Е.А.