Вашему вниманию предлагаются игры для развития речи Вашего ребенка. В качестве оборудования к играм не обязательно использовать флажки, ширму, барабан и проч. Используйте фантазию! Коробка заменит барабан, вместо флажков используйте яркие лоскуты ткани, и вперед!
Игры, формирующие правильное звукопроизношение
Барабан
Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.
Оборудование: Барабан.
Ход: Взрослый показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.
Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
Спрячь мячик
Цель: Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций.
Оборудование: Мяч.
Ход: Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т.д. При этом Взрослый спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.
Где машина?
Цель: Учить детей понимать предложные конструкции.
Оборудование: Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход: Взрослый раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, не мосту и т.д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».
Кто что ест?
Цель: Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.Ход: тот же, только вместо творительного падежа, существительные употребляются в винительном падеже. Например: медведь ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает молоко, собака грызет косточку.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
Кто что услышит?
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Угадай, что делать
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Громко – тихо
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Взрослый показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
Идемте с нами играть
Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша Взрослый расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
Игры, развивающие речевое дыхание
Листопад
Цель: Учить плавному, свободному выдоху.
Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.
Ход: Взрослый объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
Снежинки
Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.
Снег, снегкружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
Игры, способствующие развитию понимаемой речи
Принеси игрушку
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).
Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Взрослый просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, взрослый указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.
Найди и принеси
Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.
Ход: Игра проводится, как предыдущая, но с той разницей, что ребенку предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в группе.
Поручения
Ход: Взрослый просит ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и т.д. Если малыш не справляется, то взрослый помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения Взрослый задает вопрос: «Что ты сделал?»