Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными терминами, которые, будете слышать от вашего учителя-логопеда. Для того, что бы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с терминологией в логопедической практике.
Автоматизация (звука) –этап при коррекции неправильногозвукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматическихсредств языка.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе ипервично сохранном интеллекте.
Алексия – невозможность процесса чтения.
Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни,«аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Артикуляция – деятельность речевых органов,связанных с произнесениемзвуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов,обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Афазия – полная или частичная утрата речи,обусловленная локальнымипоражениями головного мозга.
Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи;непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Гаммацизм – недостаток произношения звуков[Г], [Гь].
Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи,обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе исохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития отвозрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие,понимание речи.
Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и,следовательно,связью с центральной нервной системой.
Каппацизм – недостаток произношения звуков[К], [Кь].
Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.
Компенсация – сложный,много аспектный процесс перестройкипсихических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Контаминация – ошибочное воспроизведение слов,заключающиеся вобъединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.
Ламбдацизм – неправильное произношение звуков[Л], [Ль].
Логопедия – наука о нарушениях речи,о методах их предупреждения,выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедический массаж — одна из логопедических техник,способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Логоррея – безудержный,бессвязный речевой поток,частопредставляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.
Логоритмика – это система двигательных упражнений,в которыхразличные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Макроглоссия – патологическое увеличение языка;наблюдается прианомальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса.
Микроглоссия – аномалия развития,малые размеры языка.
Модуляция голоса – изменение высоты голоса,при снижении слуха,чтоделает речь монотонной.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствиепсихической травмы.
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствиепатологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы,принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) иобусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкоймоторики у детей.
Парафазия – нарушения речевого высказывания,проявляющиеся впропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез – механизм развития конкретной болезни,патологическогопроцесса или состояния.
Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативныхумений вследствие локальных поражений мозга.
Рефлекс –в физиологии–опосредованная нервной системой закономернаяответная реакция организма на раздражитель.
Растормаживание – прекращение состояния внутреннего торможения в коребольших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.
Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей сзадержкой речевого развития.
Растормаживание речи у взрослых – восстановление речевой функции убезречевых больных.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,образующеесяв результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
Ротацизм – расстройство произношения звуков[Р], [Рь].
Сенсорный – чувствительный,чувствующий,относящийся к ощущениям.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц])и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Соматический – термин,применяемый для обозначения разного родаявлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.
Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя илиболее лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги – непроизвольные сокращения мышц,возникающие приэпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях.
Тахилалия – нарушение речи,выражающееся в чрезмерной быстроте еетемпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей,головы,языка ит.д. при поражении нервной системы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессаформирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу илисинтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух,обладающийспособностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону.
Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.
Этиология – причина возникновения болезни или патологическогосостояния.
Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков,слов или фраз.
Консультацию подготовила: учитель-логопед Луценко О.А.