«РАЗГОВОРЧИКИ НА НОЧЬ»
Предложите ребенку в вечернее время или перед
сном вспомнить, что интересного случилось за день.
Перечислите хорошие события, которые произошли
с вами сегодня и дайте ребенку высказаться.
Техника поднимет вам и ребенку настроение.
Вы сконцентрируетесь на положительных сторонах,
резюмируете происходящее и дадите ребенку веру
в то, что каждый день чем-то хорош. Также техника
поможет вам лучше узнать друг друга и найти точки
взаимных интересов.
«МИНУТКИ ВНИМАНИЯ»
Сообщите ребенку, что сейчас начинаются ваши
«минутки внимания» друг к другу. Засеките
на таймере три минуты и в это время полностью
сконцентрируйтесь на ребенке. В течение трех минут
не отвлекайтесь на раздражители – звонки, уборку.
Когда время истечет, скажите ребенку об этом,
но если вы разыграетесь и захотите продлить
время – это не возбраняется. Техника позволяет
насытить ребенка родительским вниманием.
Используйте ее несколько раз в день.
«ПУПОВИНКА»
Используйте технику «Пуповинка», когда ребенок
каким-то образом отдаляется от вас: например,
когда он переселяется в другую комнату или
в качестве утренней традиции перед детским садом.
Возьмите длинную ленту или моток плотных ниток,
приклейте на конец нитки или ленты одно сердечко,
второе приклейте в полуметре от первого. Разрешите
ребенку отмотать от клубка небольшое расстояние,
а затем перерезать ножницами нить или ленту.
Расскажите ребенку, что эта лента с сердечками –
символ того, как бесконечна ваша любовь к нему,
и что он, пока держит это сердечко, должен знать,
что вы рядом и всегда поддержите его. Положите
ленточку ребенку в кармашек.
«ЗЕРКАЛО»
Техника «Зеркало» поможет «настроиться»
на ребенка, глубже понять его мотивы, действия
и настроения. Поиграйте с ребенком: попробуйте
скопировать его позу и движения, сымитируйте
его речь и звуки, которые он издает. После этого
предложите ребенку скопировать вас в ответ.
Используйте эту технику, только когда ребенок
в хорошем настроении, иначе он может подумать,
что вы пытаетесь его передразнить.
«ПОДДАВКИ»
Периодически давайте ребенку почувствовать
себя «взрослым» с помощью игры в поддавки.
Предложите ребенку поучить вас что-нибудь делать
или просто поддавайтесь ему, изобразите, что ничего
не умеете самостоятельно. Спросите у ребенка,
как сделать простую вещь. Дети гордятся своими
навыками, и им важно, когда взрослые с ними
советуются, учитывают их мнение. Это связано
с детской иллюзией, что взрослый всемогущ, может
делать только то, что хочет, и ему все легко дается.
ПОДДАВКИ
«МИНУТКИ НЕЖНОСТИ»
Используйте прием «Минутки нежности», когда
расстаетесь с ребенком – перед детским садом,
отъездом к бабушке или символическим прощанием,
перед сном. Благодаря приему ребенок получит вашу
поддержку в моменты, когда он уязвим. Придумайте
ритуал: каждый раз, когда вы куда-то уходите,
используйте тактильный контакт: несколько
минут обнимайте ребенка, легонько щекочите
его, гладьте по голове. Так ребенок почувствует
себя защищенным и станет проще переживать
расставание.
«ПЛАКАТ ДОСТИЖЕНИЙ»
Купите красивый настенный календарь или плакат
и небольшие наклейки. За каждое достижение
ребенка торжественно наклеивайте их на нужную
дату. Решите, что будет считаться достижением:
например, ребенок хорошо поел в детском саду,
сделал красивую поделку, спал всю ночь в своей
комнате. Определите количество наклеек, после
которого произойдет приятное для ребенка событие.
Когда ребенок накопит это количество, устройте для
ребенка импровизированный праздник или подарите подарок.
С уважением,
педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна
ПЛАКАТ
ДОСТИЖЕНИЙ