Консультацию подготовила воспитатель Стенникова И.В.

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, получить одобрение от самых близких ему людей.

Знания в мире формируются постепенно, благодаря вовлечению ребенка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение
слышать грамматически правильную речь.

Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
«Посчитай — ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей,
ежей и т.д.

Игры на образование относительных прилагательных.
«Волшебные превращения»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных,
обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении
простых предложений с однородными членами.

Игры на образование множественного числа существительных.
«Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: вариант №1 проталина – проталины
сосулька — …
луч — …
почка — …
Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp
Интернет-магазин: https://yavosp.ru/
Присоединиться к закрытой группе для воспитателей: https://vk.com/donut/yavosp
подснежник — …
ручей — …
(сосульки, лучи, подснежники, почки, ручьи).
Вариант №2 На дереве гнездо, а на деревьях…………..
На ветке сук, а на ветках……….
В гнезде птенец, а в гнездах……….
Во дворе дерево, а в лесу……..

Игры на образование сравнительной степени прилагательных.
«В гостях у матрёшек»
Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении
сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по
величине, зрительное восприятие.

Игры на составление предложений.
Игровое упражнение «Составь предложение»
Цель: учить детей составлять правильно предложения.
Ход игры: — Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал
задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание.
Помогите Незнайке.
Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной
форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется
предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением
предлога. Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов
в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать,
дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово –
предлог по.

Игры на словообразование.
«Назови ласково»
Цель: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных
смысловых оттенков слова.
Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными,
уменьшительными, ласкательными суффиксами.
Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
Соловей – соловушка, журавль — …., лебедь — ……, скворец – скворушка…..

Игры на образование приставочных глаголов.
«Что сделал Незнайка»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.
-Что делает Незнайка?

  • Незнайка бежит.
  • За что забежал Незнайка?
  • Незнайка забежал за дом.
  • К чему подбежал Незнайка.
  • Незнайка подбежал к дому.
  • Откуда выбежал Незнайка?
  • Незнайка выбежал из дома

Игры на дифференциацию глаголов единственного и множественного числа.
Ход игры: Туча по небу плывет – тучи по небу плывут.
Идет затяжной дождь – идут затяжные дожди.
Дует холодный ветер – дуют холодные ветры.