10.09.2024 консультацию подготовил педагог Щеткова И.А.
Дети, как ни странно, также испытание.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, понимание.
Дети – это время, дети – это труд
Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок старшей
группы (5–6 лет)
Ознакомление с окружающим
- Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.
- Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского
сада. - Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой,
переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым
сигналом). - Знать название города, деревни, где живут, улицу.
- Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес.
Экологическое воспитание
о растениях - Узнавать и называть 6-7 растений и их части.
- Уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет,
особенности поверхности. - Выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив,
опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии
с его биологическими потребностями. - Определять способы приспособления растения к сезонным
изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают,
состояние покоя). - Знать и называть признаки живого (растет, движется, питается,
размножается.)
о животных - Уточнить представления о многообразии животного мира и характерных
признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т. д.). - Знать основные жизненные функции: питание, дыхание, движение,
размножение, рост, развитие и т. д. - Уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела.
•Конкретизировать представления о проявлении чувств: голод, боль,
радость, привязанность. - Продолжать знакомить с дикими животными.
- Называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду,
рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.
о неживой природе - Формировать элементарные представления о переходе вещества из
твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в
лёд, лёд – в воду).
Развитие речи - Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно.
- Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
подбирать к существительному несколько прилагательных; уметь составлять
пары антонимов (противоположные по смыслу слова) и синонимов (разные
по звучанию, но одинаковые по смыслу слова). - Употреблять в речи простые и сложные предложения.
- Пользоваться прямой и косвенной речью.
- Поддерживать непринужденную беседу.
- Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине,
по теме, предложенный взрослым, а также фантазировать на свободную тему.
Художественная литература - Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.
- проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по
главам. - Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям
стихотворения. - Вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости
следует напомнить ребёнку первые строчки, 2-3 считалки, загадки. - Называть любимого детского писателя.
Математика — ФЭМП - Считать в пределах 10 количественный счет, отвечать на
вопрос «сколько всего?»; порядковый счет, отвечать на вопрос «какой?». - Сравнивать 2 группы предметов, выраженные числами 9 и 10.
- Чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух
треугольников четырёхугольник. Знать некоторые характерные особенности
геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник,
трапеция, пятиугольник – количество углов, сторон, их равенство и
неравенство. - Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд,
назад, вверх, вниз). - Знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом.
- Ориентироваться на листе бумаги рисование.
- Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке
возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать
относительность признака величины предметов. - Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на
наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и
добавление единицы). Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине,
высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз. - Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой
полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного
искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
Лепка - Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
- Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
- Владеть навыком округлого раскатывания.
- Владеть навыком рационального деление пластилина.
- Использовать в работе стеку.
- Умение передавать в лепке движения.
- Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.
Аппликация - Правильно держать ножницы и действовать ими.
- Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно
образа. - Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной
вдвое и гармошкой. - Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе,
квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно
наклеивать.
Конструирование
•Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и
различать их по величине и форме. - Планировать этапы создания собственной постройки.
- Создавать постройки по рисунку.
- Работать коллективно.
Конструирование из бумаги. - Владение навыком сгибания бумаги.
- Проглаживание пальцем места сгиба.
- Умение использования чертежей.
•Знание терминов: сгиб, пунктир, штриховка.
Игровая деятельность.
К концу года дети могут: - Договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре;
подчиняться правилам игры. - Разворачивать содержание игры в зависимости от количества
играющих детей. - Использовать различные источники информации, способствующие
обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.). - Создавать творческую предметно-игровую среду, использовать
полифункциональный материал, предметы заместители и др. - В дидактических играх оценивать свои возможности и без
раздражения воспринимать проигрыш - Объяснять правила игры сверстникам.
Самостоятельно следить за своим внешним видом, опрятностью,
выполнять гигиенические процедуры и правила ЗОЖ. Стремиться к общению
со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера
по общению. Развивали мелкую моторику, дети стали лучше рисовать,
вырезать, используя разные техники. Ребята научились договариваться друг с
другом (не всегда). Сформировался дружный коллектив, команда!
Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до
10 и обратный счет. С легкостью делят слова на слоги, имеют представление
о частях суток. Конечно все разные, со своими особенностями, характерами.
Следующий год наша группа будет готовиться к школе. Когда ребенок
достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители
озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать
так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был
хорошим или даже лучшим учеником в классе? Есть ли критерий, который
позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной
жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название «школьная
зрелость», или психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
В этом и есть основная наша с вами задача. Именно от психологической
готовности зависит успешность ребенка в школе. Подготовка руки к письму,
развитие познавательной активности ребенка. Не страшно если он не может
запомнить буквы, научиться читать – в школе он научится всему, если будет
ходить в неё с удовольствием.
Говоря о перспективах образовательно-воспитального процесса, хочется
рассказать о предметно-пространственной развивающей среде нашей группы.
В соответствии с возрастом есть дидактические игры, наглядные материалы,
тематические уголки (театр, больница, дом). В зависимости от
образовательной ситуации она трансформируется, дополняется. Игровой
материал яркий и привлекательный, периодически сменяется, чтобы
поддерживать интерес детей. Над насыщение мы работали в течении года и
будем работать в течении следующего. Но самое главное, все игровые
материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В группе есть
свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала
или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и
помочь детям правильно и рационально это использовать