#МыСемьяТО#всейсемьей72#всейсемьей
Консультация для родителей (подготовительная группа)

Подготовила: Семьянова Л.В.

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

свое имя, фамилию и отчество;

свой возраст и дату рождения;

фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);

страну, в которой живет, и ее столицу;

основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

основные цвета и их оттенки;

части тела человека;

предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);

профессии, виды спорта;

виды наземного, водного, воздушного транспорта;

известные русские народные сказки;

великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

выделять определенный звук в слове интонацией;

определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);

определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);

произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);

различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;

знать разницу между гласными и согласными звуками;

называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);

отвечать на вопросы и уметь их задавать;

составлять рассказ по картинке;

последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;

понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;

сказать несколько предложений о заданном предмете;

составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

знать цифры от 0 до 9;

уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);

уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;

понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);

уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;

уметь сравнить количество предметов в двух группах;

решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);

уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;

ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;

рисовать геометрические фигуры, животных, людей;

закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;

проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;

писать по образцу печатные буквы;

аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);

лепить из пластилина и глины;

клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;

называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);

знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
знать названия 2-3 комнатных растений;

знать названия овощей, фруктов, ягод;

иметь представление о различных природных явлениях;

называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

Действовать по образцу.

Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.

Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).

Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

Ориентироваться во времени.

При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Уметь позвать на помощь, знать элементарные правила безопасности жизни.