Консультация для родителей.
Материал подготовила Кривошеенко М.А. 06.02.2023
Не каждый родитель догадывается, что ребенка нужно научить дружить. Многие родители не задают себе вопрос, зачем нужны товарищи своему ребёнку. Они не сомневаются в том, что дружба — это нечто необходимое. Дружба, является одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает взаимопонимания, откровенность, открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, в основном, это зависит от культуры, в которой он воспитывался.
Понятия «друзья» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, играют, кто им больше нравится. Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью: вместе играют, гуляют. Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознано подходят к выбору товарища. Нравится ему с ним играть или не нравится, обижает — не обижает. В этом возрасте уже можно сказать о зарождении дружеских отношений, которые продолжаются и в последующем.
Дружба дарит ребёнку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребёнок учится полноценному общению на равных, что невозможно, в детско- родительских отношениях.
Ребенок как губка, впитывает модели родительских взаимоотношений. Поэтому родители на собственном примере должны показать, что у них тоже есть верные друзья. Так ребенок больше поймет кто такой друг, что такое дружба. Рассказать истории из жизни, как в трудную минуту друзья вам очень помогли. Поэтому родителям необходимо проводить беседы с детьми по этой теме: Почему нужно уметь уступать (избегать ссор); К чему ведут ссоры в игре (ссора мешает игре и дружбе); Не будь жадным (отрицательные отношение к жадности); Я самый главный (взаимоотношения между детьми); Нельзя завидовать.
Рекомендуем:
— Чтение художественной литературы:
Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
Александр Милн «Винни Пух и все-все-все».
Галина Браиловская «Жили дружили».
Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
Людмила Дунаева «Дождь».
Наталия Чуб «Лиззи и ее команда».
Анни Шмидт «Саша и Маша».
Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
Сергей Козлов «Про ежика и медвежонка».
Оливер Джефферс «Потерять и найти».
Арнольд Лобел «Пуговица».
Джулия Дональдсон «Тимоти Скотт».
Виктор Драгунский «Рассказы».
— Дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома с ребенком: «Скажи наоборот» (грубые слова заменить на добрые); «Доскажи словечко» (Если тебя бранят за шалости, надо сказать… (Прости пожалуйста). Где бы ни были, на прощание мы говорим… (До свидания.) Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь… (Здравствуйте); «Сосчитай» (один друг, два друга, три друга, четыре друга, пять друзей (подарок, гость, игрушка, …); «Семья слов» (друг — дружить, подружка, дружище, дружочек, дружок, дружелюбный (улыбка, доброта, помощь, мир, честность)).
И, конечно, послушать песни про дружбу и доброту: «Песня Кота Леопольда “Если добрый ты”, «Дружба крепкая», «Улыбка.
Научить ребенка этим правилам будет гораздо легче, если он видит их выполнение в семье. Ребёнок полностью копирует поведение своих родителей, и переносить увиденное в свои взаимоотношения с товарищами. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был отзывчивым, надёжным другом и умел откликаться на чужую беду.