Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.
Логопедическая ритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.
Ритмизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональностью, настраивает на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом коррекции. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки.
Ритмические игры и упражнения как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей, а включение логоритмических упражнений в занятия, помогает легче усваивать программное содержание занятий дошкольникам, имеющим речевые нарушения.
По наблюдениям педагогов и физиологов, у детей, занимающихся логоритмикой, наблюдается укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшение моторных функций, развитие речи.
Мамы и папы тоже могут выполнять несложные упражнения со своим ребенком дома самостоятельно. Вот несколько примеров логоритмических упражнений.
СОЛНЫШКО | |
Солнышко с тучками в прятки играло. Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки. Легких — две штучки, Тяжелых — три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало. Солнце на небе вовсю засияло. Продавало солнышко на веселой ярмарке | Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз. Закрыть глаза ладонями. Поморгать глазками. |
Платья разноцветные, яркие-преяркие. Приходил на ярмарку веселый народ. Побывал на ярмарке весь огород. | Кружиться Шаги на месте |
ОВОЩИ | |
Плавно идет капуста. Важно шагает помидор. Осторожно идет редиска. Легко бежит горошек. Не спеша, вышагивает редька. Вприскачку спешит морковка. Маршируют молодцы-огурцы. Модницы-морковки Взяли по обновке. | Шаг с носочка .Шаг на всей стопе. Ходьба на носках. Легкий бег на носках. Ходьба на пятках. Подскоки. Шаг марша. Кружиться |
ВОДИЧКА | |
Водичка, водичка, Умой мое личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Улыбался роток И кусался зубок. | Двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка Ладошками имитировать умывание Дотрагиваться до глазок по-очереди Тереть щечки Улыбаться, гладить руками ротик Стучать зубками, показывать руками, как закрывается рот |
Учитель -логопед О.А. Савельева