В своей работе со старшими дошкольниками я всё чаще стала замечать отсутствие у детей выразительности в исполнении стихов и песен.Такая тенденция заставляет меня предполагать, что семейный досуг воспитанников может быть ограничен «общением» с техническими средствами более, нежели с детьми-сверстниками и взрослыми.  Дети не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении с окружающими.     Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы  детей является художественная литература.

Она открывает перед ребенком мир человеческих  чувств и взаимоотношений. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает весь спектр положительных и отрицательных эмоций. Содержит множество жанров: стихи, рассказы, сказки и др.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он переходит к более сложной гамме чувств: злость, восторг, удивление, ревность, грусть.

Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены его социальным опытом, особенно  приобретенным в младенчестве и раннем детстве. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть агрессию на сверстников.

Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослым, или замыкается и старается избежать общения.

Эмоции и чувства формируются и в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Второе отличие заключается в его яркой эмоциональной насыщенности. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряженностью. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

Можно выделить следующие особенности эмоционального развития  детей старшего дошкольного возраста:

  • ребенок  осваивает социальные формы  выражения чувств;
  • изменяется роль эмоций в деятельности  ребенка,
  • формируется эмоциональное предвосхищение;
  • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, ситуативными;
  • формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  • изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств, ребенок усваивает язык чувств, становится эмоционально ярко окрашенным общение ребенка со сверстниками, ребенок учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.

В домашнем чтении предлагаем вам использовать пошаговый алгоритм работы над художественным произведением:

  1. Чтение произведения.
  2. Беседа о прочитанном.
  3. Рассматривание иллюстраций.
  4. Игры-беседы детей с персонажами.
  5. Этюды на выражение эмоций у детей.
  6. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДОМА

Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: 

нахмуриться

как осенняя туча;

как рассерженный человек;

как злая волшебница;

улыбнуться

как Буратино;

как хитрая лиса;

как радостный человек;

позлиться

как ребенок, у которого отняли мороженое;

как человек, которого ударили;

испугаться

как ребенок, потерявшийся в лесу;

как заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака;


устать

как папа после работы;

как человек, поднявший арбуз;

как муравей, притащивший большую муху;

Час тишины и час «можно» (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие произвольности поведения. Возраст: 2-3 года.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)

Родитель показывает движения и просит изобразить настроение:

1. Полетаем, как воробей, как чайка, как орел.

2. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун.

3. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке.

4. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходимы записи с музыкой в разных темпах, продолжительность каждой — одна минута.

1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
3. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

Лови-лови! (автор — Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 4-5 лет. Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Хорошо использовать для снятия эмоционального напряжения, направления двигательной активности в нужное русло.

Улитка (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Возраст: 5-6 лет. Количество: 4-5 человек.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает, пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети.

Динозаврики (автор — Н. Кряжева)

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 6-7 человек.

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

Статью подготовила Карчевская С.В.