Я люблю тебя большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди.
С. Куняев
Январский Зеленый патруль подсказал нам очень непростую тему: почему исчезают животные и растения? Познакомившись с Красной книгой России мы решили создать свою не менее важную хронику животных и растений «Жалобную книгу природы».
Для введения в эту важную проблему нами были использованы новейшие информационные технологии, которые были встречены детьми с огромным интересом. Мы пригласили в гости воспитанника из одиннадцатой группы. Он принес замечательный обучающий глобус. Интеллектуальный глобус – это не просто шарик, на котором нарисованы океаны и континенты, он превращает обучение детей в увлекательное и интересное занятие. Умный глобус имеет возможность синхронизации со смартфоном и оснащен подсветкой. Все дети любят гаджеты и, к тому же, легко их осваивают, так что презентация обучающего глобуса была с встречена с восторгом.
Мы узнали, что большая белая акула, самый грозный океанский хищник, может в скором времени исчезнуть с лика Земли. Эти огромные величественные рыбы – прямые потомки легендарных доисторических Мегалодонов находятся на грани исчезновения. Несанкционированный улов, браконьерская охота сделали свое дело – скоро мировой океан лишится главнейшего и финального звена пищевой цепочки. Истребив всех акул, мы нарушим все мыслимые процессы эволюции, что отразится на состоянии всей экосистемы.
Эта информация была новостью для детей, поскольку даже у взрослых акула зачастую ассоциируется лишь с образом жестокого монстра людоеда.
При работе над проектом «Жалобная книга природы» были использованы несколько инновационных направлений экологического воспитания дошкольников: экологический микрофон, идентификация и, как итог, письмо-жалоба.
Воспитанник 14 группы принес Красную книгу мира и рассказал о леопарде.
В продолжение темы ответственности за наших меньших братьев мы познакомились с «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери. Прекрасные иллюстрации автора и прочитанные нами отрывки этой философской сказки затронули глубокие и очень важные вопросы.
«- Люди забыли эту истину, — сказал Лис. — Но ты не должен ее забывать.
Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И ты отвечаешь за свою розу…
— Я отвечаю за свою розу… — повторил Маленький принц, чтобы хорошенько это запомнить».
Эти слова в наше время стали афоризмом и в словаре их значение толкуется, как призыв быть ответственным в любви и дружбе, щадить чувства близкого человека, дорожить чужим доверием, не обманывать его. Очевидно, что данная фраза универсальна и для человеческих отношений.
Для нас с детьми было важно понять, что мы ответственны и за маленького домашнего котенка и за большую белую акулу нашего общего дома-корабля. Ведь, если он потонет, мы все пойдем ко дну.
Итогом нашей беседы стала выставка рисунков «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Во время прогулок мы обращали внимание на деревья. Вспоминали, какими деревья были летом, осенью. Что изменилось сейчас? Растут ли зимой деревья? В каком состоянии они находятся сейчас? Ребятам было предложено провести маленький эксперимент. Мы срезали веточку тополя и поставили в группе в емкость с водой в теплое светлое место. Через несколько дней мы обратили внимание, что почки набухли, а еще через некоторое время проклюнулись первые листочки. Однако листья не раскрылись, а начали сохнуть. Эксперимент доказал нам, что зимой дерево находится в состоянии покоя, питательные соки не идут от корня к листьям, поэтому листья не готовы полноценно раскрыться.
За участие в конкурсе «Журавль-птица 2020 года» были награждены:
Вопитанники 14 группы Давид и Варя. Поздравляем! Так держать!
Работа над книгой продолжалась. В ее создании нашими незаменимыми помощниками стали родители. После просмотра документального фильма «Красная книга Мира» детям было предложено выбрать наиболее запомнившегося животного. Затем мы решили его нарисовать и придумать с родителями маленький рассказ от первого лица. Это будет призыв о помощи, просьба исчезающего животного. Наш совместный труд Жалобная книга получилась пронзительной и очень творческой, ведь главными художниками были дети.
Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее нашей Планеты.
Белла Дижур написала свою «Жалобную книгу природы». Это грустная книга. А многие её страницы – даже страшные. «Рыбные кладбища. SOS! – кричат реки». Таковы названия некоторых глав. И всё — таки писательница заканчивает свою книгу с надеждой. Она верит, что разум и доброта победят!