РАССКАЖИТЕ детям:

—  какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы«;

— о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.

ВСПОМНИТЕ

—  кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите фотографии родственников (дома).

СЛОВАРЬ

 Существительные:  Родина, отечество, отчизна;  солдат, боец, офицер, полководец, герой, противник, фашист, враг;  танкист, пехотинец,  ракетчик, пограничник, лётчик, десантник, парашютист, подводник, зенитчик; победа, победитель, героизм, отвага, доблесть, доброволец.

Глаголы: воевать, защищать, наступать , отступать, драться, сражаться, победить, сопротивляться, отвоёвывать, ранить, вылечить, перевязать, восстанавливать.

Прилагательные: военный, храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, выносливый, доблестный.

     Упражнение «Один — много».    Образец:    Солдат – солдаты – много солдат

Ветеран –

Враг-

Танкист —

Герой —

Награда –

Упражнение «Сосчитай до пяти» ( для детей подгот. гр. прилагат. с сущ. )

Образец: Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат

Одна (золотая) медаль –

Один (красивый) обелиск –

Один ( высокий) орден –

Один ( молодой ) танкист-

Упражнение «Договори слово»
Наши солдаты сме…, отваж…, силь…, бесстраш…, решитель…, ум…, храб…,вынос…

Упражнение «Здесь, а там»

Здесь солдат, а там солдаты                     Здесь раненый, а там….

Здесь воин, а там …                                  Здесь победитель, а там ….

Здесь ветеран, а там …                             Здесь пограничник, а там …

Здесь герой, а там  …                                Здесь зенитка, а там …

Здесь обелиск, а там…                              Здесь защитник, а там …

Упражнение « Салют ладошками» ( проговори с хлопками по слогам) :

парад, победа, салют, ветеран, воин, защитник, солдат, танкист, пилот, генерал, пуля,

каска, винтовка, окопы, санитарка, пехота, автомат, шинель.

Упражнение «Скажи наоборот»  (учимся подбирать антонимы).

Смелость – трусость        грязно-                   поражать-                 добрый —

враг —                                  тепло-                    плакать-                    тихий-

мир –                                  светло-                   болеть-                      умный –

 \  Дети подгот. гр. составят предложения с использованием пар антонимов. Например:

 Бой начался, когда было светло, а окончился, когда стало темно.  \   

ОТГАДАЙ И ВЫУЧИ ЗАГАДКИ: ( каждый ребёнок должен выучить одну загадку)

1.Он поднимает в небеса

   Свою стальную птицу.

   Он видит горы и леса,

   Воздушные границы.

   Зачем летит он в вышину?

   Чтоб защищать свою страну! (Военный лётчик)

  1. Он защищает рубежи

    И рощу, и дубраву,

    Оберегает поле ржи,

   Далёкую заставу.

   И долг военного такой:

   Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)

  1. Его машина вся в броне,

    Как будто черепаха.

    Ведь на войне как на войне,

   Здесь не должно быть страха!

   Ствол орудийный впереди:

   Опасно! Враг, не подходи…. (Танкист)

  1. Из ограды ствол торчит,

    Беспощадно он строчит.

    Кто догадлив, тот поймет

    То, что это…  (Пулемет)

  1. Он знаком ребятам всем, и с орлом он носит шлем,

    За спиной его винтовка, марширует очень ловко. ( Солдат, военный, воин )

  1. Не трактор, а с гусеницами,

    Не крепость, а с башней,

    Не ружьё, а с дулом.     (Танк)

Продолжаем знакомить детей  с пословицами.

                                                  \ Запомни пословицу и попробуй  объяснить её  смысл \

 Мир строит, а война разрушает.

Упражнение «Вставь пропущенное маленькое слово» ( закрепляем предлоги во фразе).

                                                                                \ используй предлоги  в-, на-, с-, по-, из- \

Военные лётчики защищали нашу Родину ( где?) … небе.  

Моряки воевали ( с кем?) … врагом ( где?) … море.

Танкисты сражались ( где?) …танке.   

Пограничники охраняли нашу Родину ( где?) … границе.

Артиллеристы стреляли ( из чего?) … пушек.  

Пехотинцы бежали ( с чем?) …автоматами.  

Парашютисты выпрыгивали ( откуда?)… самолёта. 

Бойцы сражались ( с кем?) … фашистами.

Упражнение «Закончи предложения».

                                                    \ Окончи предложение, а потом повтори его полностью \

9 Мая — это…                                                                       

Все поздравляют ветеранов с …

В этот день ветеранам дарят …

Люди идут возлагать цветы к …

У Вечного огня уже лежит  много …

На Красной площади проходит …

На боевой дозор вышли …

На парад спешат …

Игра «Что лишнее?» \ развитие речевого слуха \

Воин, воинский, воет, война.                       Рана, раненый, охрана, ранение.    

 Генерал, майор, автомат, полковник.          Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Танк, корабль, автомобиль, вертолёт.         Граната, пушка, нож, автомат.

Выучи стихотворение                  

Фронтовая сестричка

Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу,
Рану твою перевяжу».
Всё позабыла: опасность и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

Текст для пересказа « Собаки- герои и участники войны»

   Во время войны собаки, как могли, помогали человеку. Они были на фронте санитарами, связистами, разведчиками, сапёрами.  Воевали они с солдатами бок о бок. Многие собаки на войне стали ездовыми. Зимой на санях, а летом на тележках, они вывозили раненых солдат с поля боя. Были и сторожевые собаки, которые сидели в засадах, для обнаружения врага ночью. Некоторые собаки стали героями. Они награждены медалями за подвиги

Вопросы к тексту:                                            

— Кем были собаки во время войны?

— Как они воевали с солдатами?

— Что приходилось делать ездовым собакам?

— Почему сторожевые собаки сидели в засадах?

— Кем стали некоторые собаки?

 -За что собаки награждались медалями?

«Лабиринт» .   «Проведи»  пограничника с собакой  на заставу:

« Дороги».    « Посади»  моряка на корабль, танкиста в танк, пилота в самолёт.

                                  \ Карандашом, не отрывая руки от начала до конца пути \

Подготовила Щеткова И.А.