Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, способствующий развитию внимания, аналитического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной интеграции.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Предлагаемые игры и упражнения позволяют превращать скучные занятия в увлекательные, способствуют улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности.
Игры без использования предметов.
«Посолим суп». Дети делают движения собранными в щепоть пальцами ведущей руки.
«Птички». Пальчиками «склевывают» слова с заданным звуком.
«Почистим клювы». «Очищают» большим пальцем каждый пальчик с обеих сторон (ведущей руки, обеих поочередно или одновременно)
Малые фольклорные формы: потешки, небольшие стишки, считалки.
Сбил, сколотил.
Дети стучат кулачками друг о друга.
Вот колесо.
Рисуют в воздухе круг обеими руками.
Сел да поехал.
Берут воображаемый руль в руки и крутят его.
Ах, хорошо!
Покачивают головой.
Оглянулся назад.
Оглядываются.
Одни спицы лежат
Показывают растопыренные пальцы обеих рук.
Жил-был зайчик
Дети хлопают в ладоши
Длинные ушки.
Сжимают кисть в кулачок, выставляют указательный и средний пальцы.
Отморозил зайчик
Сжимают и разжимают кисти обеих рук
Носик на опушке
Трут нос.
Отморозил лапки,
Сжимают и разжимают кисти обеих рук.
Отморозил хвостик.
Гладят копчик
И поехал греться
Крутят» руль»
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо,
Разжимают кисти обеих рук.
Волка нет
Хлопают в ладоши
И дают морковку на обед.
Поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» для развития межполушарного взаимодействия.
У нашего,
Дети двигают обе руки одновременно кулак-ребро-ладонь.
У Гришеньки
Под окошком
Вишенки.
У Семена в саду-
Загибают пальцы левой руки начиная с мизинца.
Клены.
У Алены –
Дуб зеленый.
У Марины –
Загибают пальцы правой руки, начиная с мизинца.
Куст малины.
У Арины – две рябины.
А у Вани
ладонь-кулак
На плетень
Зелененький вьется хмель.
ладонь-кулак.
Пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон.
Чистая водичка
Дети выполняют моющие движения.
Умоет Саше личико.
Поглаживают щеки.
Анечке – ладошки,
Интенсивно потирают ладони.
А пальчики – Антошке.
Массируют поочередно каждый пальчик, «снимают перчатки»
***
Ай, лады, лады, лады –
Дети хлопают в ладоши.
Не боимся мы воды.
Выполняют интенсивные движения обеими кистями рук.
Чисто умываемся,
«Моют» лицо, растирают уши.
Маме (друг другу) улыбаемся.
Улыбаются.
Успехов и терпения!
Консультацию подготовила логопед-дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.