Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом
для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего
становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации
всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень
сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям
нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих
ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно
выполнять какую-либо деятельность.
На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с
деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его
жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной
категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство
вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им
так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая
должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть
ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей
проблемы.
Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его
ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки
приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения
многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько
она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет
к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего
статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое
позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению,
приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь
родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех
возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды
остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви
альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что
ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая
легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем
легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет
речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной
активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных
умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно
болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком
тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на

нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с
окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о
себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия —
нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для
нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность,
невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и
бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и
недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но
ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому,
необходимо научиться справляться и с этим. Психологическая поддержка
может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как
вас, так и вашего ребенка.
Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или
просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный
работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим
отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.
Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями,
услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём
горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное
решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее,
малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы
можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и
собственная жизнь.
Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы
будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и
нуждающемуся в вас маленькому человеку.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ:

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это
случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все
ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне.
 Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе
силы с оптимизмом смотреть в будущее.
 Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
 Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и
другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
 Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность
саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев
жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
 Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя
«жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

 Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние
ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности,
постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе
с ним.
 Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии
решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в
поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по
самообслуживанию
 Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен
гордиться вами.
 Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми
сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли
возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с
врачом или психологом.
 Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни
компьютер не заменят вас.
 Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
 Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости.
Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким
радостям.
 Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое
определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода,
а также специальных знаний и умений.
 Больше читайте, и не только специальную литературу, но и
художественную.
 Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт
и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка,
которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или
(что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде
всего, помогаете себе!
 Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите
себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок
вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его
социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной
ребёнок, вы не виноваты.
 Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность,
терпение, самообладание.
 Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены
в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с
другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной
работы.
 Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того,
насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все
возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не

концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о
помощи.

 Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-
инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса

со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами,
раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас
подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей
резко возрастут.
 Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях.
Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов,
что он сможет вести себя как все.
 Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить
самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Удачи Вам и терпения в воспитании и развитии вашего ребёнка!

Репортаж на сайт подготовила: Новоселова Е.А.