Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у «чистого» правши за речь, чтение, письмо и счет отвечает левое полушарие головного мозга, правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его «ведении» находится зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, звуков природы и т. п.. у «чистых» левшей все наоборот. Родители в большинстве случаев очень рано начинают бороться с левшеством у своих детей: ребенку еще в коляске дают погремушки в правую руку, а ложку и карандаши в правую руку дают уже в год — полтора. Таким образом, у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает» в каком полушарии ей «осесть», ее все время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки. Ломка заложенных природой функций задерживает у ребенка в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Зона владения рукой тесно соседствует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата. Поэтому у левшей нередко встречается задержка речевого развития (особенно у мальчиков), шепелявость, картавость, заикание.
В настоящее время ни один учитель начальной школы не заставляет детей-левшей писать правой рукой. Но беда в том, что в школу приходят дети-левши, переученные с левой руки на правую мамами. Многие родители не знают, что в семье у кого то когда то было левшество и оно может быть не явным, а скрытым. Дайте ребенку полную свободу в движениях и действиях, учитесь уважать самостоятельность ребенка с пеленок, но настойчиво учите его с раннего детства навыкам опрятности, аккуратности, соблюдению режима дня.
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
- Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: « Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек
- Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит)
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
- При хлопках в ладоши ведущая рука — сверху.
- Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, — гладит ведущая рука.
- Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой – рисует ведущая рука.
10.Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые, движения, заводящие часы.
11. Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
12. При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
13. Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.