Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам и дома хорошо, вместе с мамой! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша же, игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый и главный вопрос – чему учить? Для начала приучите ребенка к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, систематическими, хотя бы по 10 – 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Начните с изучения предметов и их качеств. Обычно материал делится на темы: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и т. д. В ходе изучения малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях. Быстро расширяется словарный запас.
Прогулки на даче также можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу и парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, деревьев. Учите сравнивать и наблюдать. И вот тут то и появятся такие слова, как «светло-зеленый», «салатный, «изумрудный»… Исследуйте вместе, и увидите, что два с виду одинаковых листка имеют разные прожилки, толщину, плотность.
Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
«Четвертый лишний» (игра на развитие логического мышления). Понадобятся четыре картинки с изображением предметом, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Нужно сказать какие картинки подходят друг другу, а какая картинка лишняя и почему. Например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы.
«Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем» (игра на развитие воображения, фантазии, сообразительность). Оригинальность игры в том, что в эту игру играют без слов. Загадывается простое предметное действие (например, «чтение книги») и помощью мимики и жестов показывается ребенку. В случае правильного ответа, играющие меняются местами, тогда уже ребенок загадывает и показывает, а мама или папа отгадывают.
«Потерявшаяся игрушка» ( игра на развитие памяти и внимания). Подберите и поставьте на стол три-четыре небольшие игрушки. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько минут закрыть глаза. В это время уберите одну игрушку, и попросите отгадать какой игрушки не стало. Если ребенок отгадал, можно поменяться местами.
«Найди тайник» (игра на развитие пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме). Нарисуйте на листе бумаги план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти предмет, опираясь на схему.
Для развития речи ребенка необходимо помнить что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские книги, стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, бумагой, клеем.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. И полученные знания в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.
Успехов и терпения!
Яшкина Е. Н., логопед-дефектолог, специалист высшей категории.