Звуки и буквы. Как их правильно изучать.
Часть 1. «ЗВУКИ»
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. С этого момента у ребенка идет непрерывная работа над формированием правильной речи.
Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба; развито речевое дыхание, а также если он умеет владеть своим голосом.
Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь, а к пяти годам анализировать звуковую сторону устной речи. Как его сформировать? Как развить фонематический слух до нужного уровня? Как научить детей слышать и правильно произносить звуки? В этом вам помогут специальные логопедические игры и упражнения.
Поиграйте! Игры и игровые упражнения специально подобраны для разных возрастных групп, таким образом, родители могут увидеть поэтапность работы и постепенное усложнение заданий
Младшая группа.
Игра «Звенят колокольчики»
Взрослый показывает детям два кружка – большой и маленький. Большой кружок – это большой колокольчик, он звенит: «Дин, дин, дин», а маленький кружок – это маленький колокольчик – он звенит: «Динь, динь, динь».
Кружочки предъявляются детям по очереди, они должны изобразить нужный звон
Игра «Кто в домике живет?»
Для этой игры понадобятся картинки или игрушки с изображениями животных.
Взрослый показывает предмет и спрашивает – «Кто это?» (например кошка). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это котенок, он мяукает тихо.
— Пошли зверюшки домой (картинки или предметы убираются за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет: имитируется голос взрослого животного или детеныша, а дети должны угадать кто это был. Игру можно усложнить, взяв сразу нескольких животных и их детенышей.
Средняя группа.
Игра «Высоко – низко»
Взрослый. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимаем руки вверх) и низко (опускаем руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют, фьют». Повторяется многократно
Игра «Вода – водичка»
Взрослый. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно «с-с-с-с» (звук тренируем вместе с ребенком громко и длительно); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «с, с, с» (произносим звук тихо и отрывисто). Вот кран (можно использовать кружок). Если я поверну кран сильно, вы будете громко петь: «с –с –с», а если немножко, то тихо и отрывисто «с, с, с»
— Мы пели песенки водички. Эти песенки есть и в названиях разных словах (лучше опираться на картинки или предметы). Послушайте: ссобака, ссслон, бусссы, лисссток, автобуссс. Ребенок повторяет слова взрослого, так же утрируя звук «С»
Старшая группа
Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен добавить последнее слово в четверостишии или в каждое предложение.
Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя — …(петушок)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под …. (крана)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало…(жарко)
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула)
Игра « Какой звук заблудился?»
Взрослый предлагает отгадать, какой звук заблудился, и исправить ошибку — сказать правильно.
Вот колючий, серый ешик..
На крылечке сидит кожечка…
На травинку села красиваястрекоса…
Мама намазала хлеб мазлом…
Подготовительная группа.
Игра «Цепочки слов»
Составлять цепочки слов, например, взрослый начинает с любого слова: «лук», а ребенок придумывает новое слово с последнего звука предыдущего слова «кран»…
Игра «Посадим сад и огород».
Предлагается назвать овощи (для огорода) и фрукты (для сада), но только те, в названии которых есть звук «К»…можно применить для любой обобщающей группы (одежда, обувь…) и использовать любые звуки.
Это только малая часть приемов, игр и способов в знакомстве со звуками и их изучении.
Успехов и терпения!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.
Звуки и буквы. Как их правильно изучать.
Часть 1. «ЗВУКИ»
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. С этого момента у ребенка идет непрерывная работа над формированием правильной речи.
Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба; развито речевое дыхание, а также если он умеет владеть своим голосом.
Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь, а к пяти годам анализировать звуковую сторону устной речи. Как его сформировать? Как развить фонематический слух до нужного уровня? Как научить детей слышать и правильно произносить звуки? В этом вам помогут специальные логопедические игры и упражнения.
Поиграйте! Игры и игровые упражнения специально подобраны для разных возрастных групп, таким образом, родители могут увидеть поэтапность работы и постепенное усложнение заданий
Младшая группа.
Игра «Звенят колокольчики»
Взрослый показывает детям два кружка – большой и маленький. Большой кружок – это большой колокольчик, он звенит: «Дин, дин, дин», а маленький кружок – это маленький колокольчик – он звенит: «Динь, динь, динь».
Кружочки предъявляются детям по очереди, они должны изобразить нужный звон
Игра «Кто в домике живет?»
Для этой игры понадобятся картинки или игрушки с изображениями животных.
Взрослый показывает предмет и спрашивает – «Кто это?» (например кошка). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это котенок, он мяукает тихо.
— Пошли зверюшки домой (картинки или предметы убираются за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет: имитируется голос взрослого животного или детеныша, а дети должны угадать кто это был. Игру можно усложнить, взяв сразу нескольких животных и их детенышей.
Средняя группа.
Игра «Высоко – низко»
Взрослый. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимаем руки вверх) и низко (опускаем руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют, фьют». Повторяется многократно
Игра «Вода – водичка»
Взрослый. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно «с-с-с-с» (звук тренируем вместе с ребенком громко и длительно); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «с, с, с» (произносим звук тихо и отрывисто). Вот кран (можно использовать кружок). Если я поверну кран сильно, вы будете громко петь: «с –с –с», а если немножко, то тихо и отрывисто «с, с, с»
— Мы пели песенки водички. Эти песенки есть и в названиях разных словах (лучше опираться на картинки или предметы). Послушайте: ссобака, ссслон, бусссы, лисссток, автобуссс. Ребенок повторяет слова взрослого, так же утрируя звук «С»
Старшая группа
Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен добавить последнее слово в четверостишии или в каждое предложение.
Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя — …(петушок)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под …. (крана)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало…(жарко)
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула)
Игра « Какой звук заблудился?»
Взрослый предлагает отгадать, какой звук заблудился, и исправить ошибку — сказать правильно.
Вот колючий, серый ешик..
На крылечке сидит кожечка…
На травинку села красиваястрекоса…
Мама намазала хлеб мазлом…
Подготовительная группа.
Игра «Цепочки слов»
Составлять цепочки слов, например, взрослый начинает с любого слова: «лук», а ребенок придумывает новое слово с последнего звука предыдущего слова «кран»…
Игра «Посадим сад и огород».
Предлагается назвать овощи (для огорода) и фрукты (для сада), но только те, в названии которых есть звук «К»…можно применить для любой обобщающей группы (одежда, обувь…) и использовать любые звуки.
Это только малая часть приемов, игр и способов в знакомстве со звуками и их изучении.
Успехов и терпения!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.
Звуки и буквы. Как их правильно изучать.
Часть 1. «ЗВУКИ»
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. С этого момента у ребенка идет непрерывная работа над формированием правильной речи.
Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба; развито речевое дыхание, а также если он умеет владеть своим голосом.
Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь, а к пяти годам анализировать звуковую сторону устной речи. Как его сформировать? Как развить фонематический слух до нужного уровня? Как научить детей слышать и правильно произносить звуки? В этом вам помогут специальные логопедические игры и упражнения.
Поиграйте! Игры и игровые упражнения специально подобраны для разных возрастных групп, таким образом, родители могут увидеть поэтапность работы и постепенное усложнение заданий
Младшая группа.
Игра «Звенят колокольчики»
Взрослый показывает детям два кружка – большой и маленький. Большой кружок – это большой колокольчик, он звенит: «Дин, дин, дин», а маленький кружок – это маленький колокольчик – он звенит: «Динь, динь, динь».
Кружочки предъявляются детям по очереди, они должны изобразить нужный звон
Игра «Кто в домике живет?»
Для этой игры понадобятся картинки или игрушки с изображениями животных.
Взрослый показывает предмет и спрашивает – «Кто это?» (например кошка). Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это котенок, он мяукает тихо.
— Пошли зверюшки домой (картинки или предметы убираются за кубики) Отгадайте, кто в этом домике живет: имитируется голос взрослого животного или детеныша, а дети должны угадать кто это был. Игру можно усложнить, взяв сразу нескольких животных и их детенышей.
Средняя группа.
Игра «Высоко – низко»
Взрослый. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимаем руки вверх) и низко (опускаем руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют, фьют». Повторяется многократно
Игра «Вода – водичка»
Взрослый. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно «с-с-с-с» (звук тренируем вместе с ребенком громко и длительно); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «с, с, с» (произносим звук тихо и отрывисто). Вот кран (можно использовать кружок). Если я поверну кран сильно, вы будете громко петь: «с –с –с», а если немножко, то тихо и отрывисто «с, с, с»
— Мы пели песенки водички. Эти песенки есть и в названиях разных словах (лучше опираться на картинки или предметы). Послушайте: ссобака, ссслон, бусссы, лисссток, автобуссс. Ребенок повторяет слова взрослого, так же утрируя звук «С»
Старшая группа
Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен добавить последнее слово в четверостишии или в каждое предложение.
Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя — …(петушок)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под …. (крана)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало…(жарко)
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула)
Игра « Какой звук заблудился?»
Взрослый предлагает отгадать, какой звук заблудился, и исправить ошибку — сказать правильно.
Вот колючий, серый ешик..
На крылечке сидит кожечка…
На травинку села красиваястрекоса…
Мама намазала хлеб мазлом…
Подготовительная группа.
Игра «Цепочки слов»
Составлять цепочки слов, например, взрослый начинает с любого слова: «лук», а ребенок придумывает новое слово с последнего звука предыдущего слова «кран»…
Игра «Посадим сад и огород».
Предлагается назвать овощи (для огорода) и фрукты (для сада), но только те, в названии которых есть звук «К»…можно применить для любой обобщающей группы (одежда, обувь…) и использовать любые звуки.
Это только малая часть приемов, игр и способов в знакомстве со звуками и их изучении.
Успехов и терпения!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.