Дислексия (нарушение чтения)
Дислексия
Описание:
В настоящее время нет
общепринятого определения дислексии. Одно из определений предложено
Международной ассоциацией дислексии (IDA):
Дислексия — это вид
специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она
характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова,
осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти
затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка.
Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей
и полноценные условия обучения. Вторично возникают нарушения понимания
текста, дефицит читательского опыта и словаря.
Исторические факты.
Термин «дислексия» введён офтальмологом Рудольфом Берлином (Rudolf
Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у
которого были проблемы в обучении чтению и письму, несмотря на
отсутствие каких-либо интеллектуальных и физических отклонений.
Симптомы Дислексии:
Дислексия — сложное для диагностики расстройство. Существует много
факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении
диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень
того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его
возраста. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время
исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных
тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи.
Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно
(при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В
ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают
все три составляющие сенсорной системы.
Виды дислексии:
1. Фонематическая дислексия —
этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших
школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций
фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством
смыслоразличительных признаков (твердость — мягкость; звонкость —
глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в
слове (косы — козы; дом — том — ком) или изменение последовательности
(липа — пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок
с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним
смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также:
— побуквенное чтение;
— искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
2. Семантическая дислексия (так
называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания
прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями
звуко-слогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических
связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения
воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:
— изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
— неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
— изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется
в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв.
Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы
состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в
пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Причины Дислексии:
Многочисленные исследования с помощью современных методов
нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии
лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга, а именно
задняя часть левой средней височной извилины, у таких людей
функционально менее активны, чем у исследуемых без нарушений чтения.
Как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной
обусловленностью. Наиболее веские доказательства наследственной природы
дислексии получены в близнецовых исследованиях. В результате проведенных
исследований доказано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений
(конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же
показатель у разнояйцовых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)
Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %. В
молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены,
ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах №
1, 6 и 15.
Лечение Дислексии:
Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее
развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая
предупредить эти расстройства.
Большинству детей невозможно
поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать
данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть
предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут
испытывать трудности в учебе. Это означает что родителям необходимо
работать вместе со школой для того чтобы быть уверенными в том что дети
получают необходимую помощь.
Необходимо проводить ранние тренировки
с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это
специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру
слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное
обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая
детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.
Кроме того, у
дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им
трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные
ключи для того чтобы понять значение слова. Поэтому, таким людям гораздо
труднее проходить тестирование при обучении и многие школы ввели такие
форматы тестов, которые позволяют справедливо определять их знания,
обеспечивая вопросы и ответы контекстом. Пример таких тестов – это эссе
или устный экзамен.
Дислексики часто чувствуют себя очень уставшими
поскольку чтение отбирает у них куда больше сил нежели у здоровых
людей. Многие школы предоставляют им больше времени для выполнения
экзаменов для получения справедливой оценки изученного.
Консультацию подготовила: учитель — логопед Т.В. Нохрина