Рекомендация родителям по теме «Золотая осень»
Рекомендуем рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.
Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
Разобрать значение слова листопад. От каких двух слов образовано?
Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.
Упражнения на развитие речи:
Упражнение: «Подбирай, называй, запоминай»
Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — …
Ветер осенью (какой?) — …
Дождь осенью (какой?) — …
Листья осенью (какие?) — …
Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает?) — …
Осенью солнце (что делает?) — …
Осенью птицы (что делаю?) — …
Упражнение: «Назови ласково»
Туча — тучка. Солнце — … Дождь — … Ветер — …
Упражнение: «Ответь на вопросы» (образовании прилагательных от существительных)
День, когда идет дождь, какой? — … (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — …
Дождик, который идет осенью, какой? — …
Погода, когда часто идут дожди, какая? — …
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — …
Погода, которая бывает осенью, какая? — …
Упражнение: «Найди ошибки» (на развитие слухового внимания)
Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
Упражнение «Скажи наоборот»
Летом солнце яркое, а осенью …
Летом небо светлое, а осенью …
Летом день длинный, а осенью …
Летом тучи ходят высоко, а осенью …
Летом люди растят урожай, а осенью…
Летом деревья стоят одетые, а осенью…
Рассмотреть, во время прогулки, деревья: березу, клен, рябину, дуб, сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.
Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.
Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (рябина, дуб, клен, сосна).
Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
Рассказать, что сосна и ель — хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными.
Дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева (дерево высокое, а куст низкий; у дерева один толстый ствол, а у куста много тонких).
Упражнения на развитие речи:
Упражнение: «Назови ласково»
Береза — березка, березонька,.
Дуб — дубок, дубочек и т. д.
Упражнение: «Один – много»
Одна береза — много берез. Один дуб — много дубов. И т. д.
Упражнение: «С какого дерева лист, веточка?»
Лист березы — березовый. Лист рябины — рябиновый. Ветка дуба — дубовая.
Упражнять: «Скажи наоборот» (на подбор антонимов)
У сосны иглы длинные, а у ели — …
У клена листья большие, а у березы — …
У березы ствол светлый, а у клена — …
У дуба ствол толстый, а у березы — …
Упражнения: «Четвертый лишний» (на развитие логического мышления)
Береза, клен, тополь, колокольчик.
Ель, дуб, осина, тополь.
Во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребёнку лиственные деревья – берёзу, клён, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья, научить различать их. Показать плоды этих деревьев. Обратить внимание ребёнка на изменения окраски листьев осенью. Найти в природе листья деревьев разного цвета.
Нарисуйте с ребенком осень:
Создайте осеннюю аппликацию:
Слепите:
Материал подготовила воспитатель Рыбчинчук Татьяна Сергеевна