Лексическая тема «Моя страна. Мой город. Моя улица»
Родителям рекомендуется:
*Проведите беседу с ребенком о родном городе, уточните название улицы,
на которой живете, уточните домашний адрес.
*Напомните, что наша страна – наша Родина – Россия. Страной управляет президент,
напомните ребенку, как его зовут. У каждой страны есть свой флаг, гимн и герб.
*Расскажите, что означают цвета Российского флага (белый цвет означает мир,
чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество).
*Покажите картинку герба России, объясните значение (Двухглавый орел
олицетворяет благородство, мудрость, власть, храбрость, защиту от зла. Всадник
олицетворяет победу добра над злом).
*Послушайте вместе гимн. Расскажите, что нашей родиной – Россией управляет
президент. Напомните, что Родиной называют родные места, место, где человек родился и
вырос.
*Предложите ребенку ответить на вопросы:
• В какой стране мы живем?
• Как можно назвать людей, которые живут в России? (Россияне)
• В каком городе мы живем?
• Какой город является столицей России?
*Вместе с ребёнком рассмотрите на карте нашу страну и расскажите о ней:
«Мы живём в большой и прекрасной стране. Она называется Россия. Для того, чтобы
стать настоящими достойными гражданами нашей великой страны, надо хорошо знать её,
любить и гордиться ею. Попробуйте представить себе, какая она огромная необъятная,
наша Россия: На севере идёт снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, северные моря
скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цветы, летают бабочки, можно
купаться в море и загорать на солнышке.
Когда на одном конце страны (на западе) наступает утро, и малыши только проснулись
и собираются идти в детский сад, на другом конце страны (на востоке) уже вечер, ребята
уже пришли домой из детского сада, ужинают и готовятся спать.
Правда, всё это похоже на сказку? Вот такая она удивительная и необычная, наша
страна Россия!»
*Предложите ребёнку послушать «волшебное» стихотворение:
Ручеёк заливисто журчит,
Одуванчик ярко золотится,
Солнце так развесило лучи,
Словно крылья радужной жар-птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»
На первый взгляд обычное стихотворение. Но давай произнесём первые звуки каждой
строчки: Р – О – С – С – И – Я. Слышишь? У нас получилось название страны, в которой
мы живём, – Россия!
*Прочитайте ребёнку рассказ Ушинского «Наше отечество»
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём
Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её
потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом,
вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России
всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
(По К. Д. Ушинскому)
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: Россия, Родина, президент, Москва, столица,
флаг, государство, гимн, герб, кремль, куранты, Красная Площадь; (страна) большая,
дружная, сильная, добрая, независимая, непобедимая, многонациональная.
Грамматический строй
- «Чего много?» (родительный падеж множественного числа)
В нашей стране много (чего?) полей.
(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга) - «Полюбуйся!» (употребление творительного падежа множественного числа
существительных)
Мы любуемся (чем?) полем, полями.
(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад) - «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно — ласкательной
форме)
Лес — лесок
(ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют) - «СКОЛЬКО их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и
падеже):
Одна река, две реки, пять рек
(пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога, здание, государство, памятник, фонтан,
дом)
5.Связная речСоставление рассказа о своей стране по вопросам:
Как называется наша страна?
Как называется столица нашей Родины?
Что находится в Москве?
Кто руководит нашей страной?
Как называется город, в котором ты живешь?
Главная улица в твоем городе.
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Где ты любишь гулять в своем городе?
Твое отношение к своему городу.
Твое отношение к своей стране.
Прочтите детям стихотворение А. Прокофьева «Родина».
На широком просторе,
Предрассветной порой.
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
— О чём это стихотворение?
— Что такое Родина?
— Как называется наша страна?
По — другому Россию называют:
Наша Родина, наше Отечество, Матушка-Россия.
«Герб России»
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. (В. Степанов)
*Предложите ребёнку выучить наизусть одно из стихотворений
(по выбору).
РОДИНА
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
В. Гусев
РОДИНА
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город любимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
Игры и упражнения
Подбери признаки к нашей Родине, России
Задайте ребёнку вопрос: «Родина – какая?»
(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая,
весёлая, огромная, красивая, грустная)
Какое слово не подходит?
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
Подбери признак
-город (какой) –. ,
-улица (какая) –. ,
-дом (какой) –. и т. п.
Один — много
-один дом – много домов,
-одна улица – много улиц,
-один поселок – много посёлков,
-один город – много городов и т. п.
Чего много?
Задайте ребёнку вопрос: «В нашей стране много чего?»
-Город – много городов.
-Деревня – много деревень.
-Дорога – много дорог.
-Река – много рек.
-Мост – много мостов.
-Поле – много полей.
-Лес – много лесов.
-Машина – много машин.
-Люди – много людей.
-Дети – много детей.
Назови ласково
-Лес – лесок.
-Дорога – дорожка.
-Город – городок.
-Флаг – флажок.
-Мост – мостик.
-Магазин магазинчик.
-Дом -домик.
-Машина – машинка