В своей работе со старшими дошкольниками я всё чаще стала замечать отсутствие у детей выразительности в исполнении стихов и песен.Такая тенденция заставляет меня предполагать, что семейный досуг воспитанников может быть ограничен «общением» с техническими средствами более, нежели с детьми-сверстниками и взрослыми. Дети не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении с окружающими. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы детей является художественная литература.
Она открывает перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает весь спектр положительных и отрицательных эмоций. Содержит множество жанров: стихи, рассказы, сказки и др.
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он переходит к более сложной гамме чувств: злость, восторг, удивление, ревность, грусть.
Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены его социальным опытом, особенно приобретенным в младенчестве и раннем детстве. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть агрессию на сверстников.
Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослым, или замыкается и старается избежать общения.
Эмоции и чувства формируются и в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Второе отличие заключается в его яркой эмоциональной насыщенности. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряженностью. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.
Можно выделить следующие особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка,
- формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, ситуативными;
- формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические;
- изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств, ребенок усваивает язык чувств, становится эмоционально ярко окрашенным общение ребенка со сверстниками, ребенок учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.
В домашнем чтении предлагаем вам использовать пошаговый алгоритм работы над художественным произведением:
- Чтение произведения.
- Беседа о прочитанном.
- Рассматривание иллюстраций.
- Игры-беседы детей с персонажами.
- Этюды на выражение эмоций у детей.
- Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ ДОМА
Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка:
нахмуриться
как осенняя туча;
как рассерженный человек;
как злая волшебница;
улыбнуться
как Буратино;
как хитрая лиса;
как радостный человек;
позлиться
как ребенок, у которого отняли мороженое;
как человек, которого ударили;
испугаться
как ребенок, потерявшийся в лесу;
как заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака;
устать
как папа после работы;
как человек, поднявший арбуз;
как муравей, притащивший большую муху;
Час тишины и час «можно» (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие произвольности поведения. Возраст: 2-3 года.
Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.
Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент.
Походка и настроение (для детей с 4 лет)
Родитель показывает движения и просит изобразить настроение:
1. Полетаем, как воробей, как чайка, как орел.
2. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун.
3. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке.
4. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходимы записи с музыкой в разных темпах, продолжительность каждой — одна минута.
1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
2. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
3. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
Лови-лови! (автор — Р. Калинина)
Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 4-5 лет. Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.
Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Хорошо использовать для снятия эмоционального напряжения, направления двигательной активности в нужное русло.
Улитка (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Возраст: 5-6 лет. Количество: 4-5 человек.
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает, пришедший к финишу последним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети.
Динозаврики (автор — Н. Кряжева)
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 6-7 человек.
Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
Статью подготовила Карчевская С.В.