27.04.2022г. Подготовила Ануфриева И.Н.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать

заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а

далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных

занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со

взрослыми и сверстниками.

 В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память,

внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества.

Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду..

 Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и

познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если

что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в

обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

∙ Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То

есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную

программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики

(пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно

держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать,

соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная

поза за столом, осанка и т. п.

∙ Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,

личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет

ниже);

— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и

обратно, до магазина и так далее;

— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть

любознателен;

— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и

взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком

должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен

понимать и признавать авторитет взрослых;

— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на

конструктивные замечания взрослых и сверстников;

— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая,

уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою

работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

— наличие интереса к учению и получению новых знаний;

— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого

требует учебная программа;

— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать

взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным

комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем

листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например,

называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит

домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами,

если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над,

под, за и т. п.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а

компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,

«лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при

письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный

зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,

овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни

недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой

город, адрес, какие бывают профессии.