для родителей о стилях семейного воспитания ребёнка
«Достоинства и возможные последствия влияния воспитания
на развитие ребёнка«
Насколько вы авторитетны?
Уважаемые родители! Перед вами тест, позволяющий лучше определиться с вашей авторитетной позицией, лучше понять ваши трудности, недостатки или бессознательные механизмы, связанные с вашим собственным детским опытом.
1.Ваш четырёхлетний ребёнок закатывает истерику в супермаркете, чтобы получить конфеты.
А) Вы просите его успокоиться и говорите, что дома он получит кусочек шоколада.
Б) Вы отказываетесь покупать конфеты и сообщаете ему, что если он будет продолжать в том же духе, тоне получит конфет в течение целого месяца.
В) Вы уступаете, потому что вы в общественном месте или потому что вам хочется доставить ему удовольствие.
Г) Вы объясняете ему, что его поведение неприемлемо и что дома и так полно конфет.
2.В пятый раз вы просите своего пятилетнего сына одеться.
А) Вы в очередной раз объясняете ему, что пора идти в детский сад и что надо поторопиться.
Б) Вы разозлились и шлёпнули его, чтобы заставить подчиниться.
В) Вы помогаете ему одеться, чтобы дело шло быстрее.
Г) Вы ему говорите: « Одевайся быстрее, тогда у нас останется время, чтобы почитать сказку»
3.Время вечернего купания, но ребёнка невозможно заставить идти в ванную.
А) Вы решаете поиграть с ним: «Если ты не поторопишься, я поймаю тебя и съем».
Б) Вы напоминаете ему, как важно быть чистым, и разговариваете с ним, чтобы убедить его.
В) Вы напоминаете ему, что есть время для игр и есть время для всего остального и что через минуту вы ждёте его в ванной.
Г) Вы не сторонних жёстких мер в этом вопросе и соглашаетесь, что можно купаться и через день.
4.Вы наказываете…
А) Каждый раз, когда это необходимо.
Б) Редко, только чтобы напомнить ему о важных ограничениях.
В) Никогда: вы противник любого наказания.
Г) Вы говорите, объясняете, пытаетесь убедить, прежде чем применить санкции.
5.В целом Вы считаете себя:
А) Очень терпеливым / ой.
Б) Очень требовательным/ ой.
В) Очень внимательным /ой к его потребностям.
Г) Это зависит от обстоятельств.
6.Он ещё не сделал домашнее задание, но просит Вас разрешить ему немного посмотреть телевизор.
А) Вы соглашаетесь: до или после, какая разница?!
Б) Вы говорите ему, что предпочли бы, чтобы он сначала сделал домашнее задание, но перед его настойчивым требованием уступаете. У всякого правила есть исключения!
В) Вы отказываетесь и отправляете его без разговоров доделывать домашнее задание.
Г) Вы напоминаете ему, что телевизор разрешается смотреть только после того, как задание выполнено.
7. Ваш трёхлетний ребёнок злится и бьёт Вас.
А) Вы объясняете ему, что это нехорошо , что ребёнок не должен поднимать руку на родителя.
Б) Вы не обращаете внимания на его поведение.
В) Вы объясняете ему, что его поведение неприемлемо, и отправляете его успокоиться в его комнату.
Г) Вы в раздражении отвешиваете ему хороший шлепок.
8.Ваша пятилетняя дочь отвечает каждый раз «нет», когда вы просите её навести порядок в своей комнате.
А) Вы закрываете её в комнате до тех пор, пока она не наведёт порядок.
Б) Вы делаете это вместо неё: после детского сада ребёнок приходит домой усталый.
В) Вы спрашиваете, почему она так ведёт себя, и пытаетесь её понять.
Г) Вы напоминаете ей, что, когда где-то беспорядок, надо его устранить, что это правило, что его надо соблюдать. Как это делают все другие члены семьи.
9.Ваш восьмилетний сын говорит, что не хочет спать в то время, в которое вы его укладываете, и находит необоснованной вашу настойчивость в соблюдении распорядка дня.
А) Вы объясняете ему, что в его возрасте ему необходимо спать определённое количество часов и ничего не меняете в ваших требованиях.
Б) Вы напоминаете ему, что решает не он и он не должен обсуждать ваши распоряжения.
В) Вы спрашиваете себя и своих близких, в самом ли деле необходимо быть таким строгим.
Г) Вы слышите его просьбу и разрешаете ложиться спать позже : в конце концов, он взрослеет.
10. По Вашему мнению, запреты…
А) Ограничивают личность и сдерживают творческое начало.
Б) Прежде всего, должны быть объяснены.
В) Помогают ребёнку расти наиболее гармонично.
Г) Имеют целью достичь желаемого поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В | ||||||||||
Г |
Если у вас
В ваших ответах вы имеете большинство квадратов
Вы применяете — Патриархальный стиль
Основной принцип: требовать и наказывать.
- Вы достаточно авторитарны, чтобы ваш ребёнок подчинялся требованиям.
- Вы выдвигаете ему требования в любых обстоятельствах.
- Вы против его желаний и капризов.
- Вы наказываете его без колебаний, можете вознаградить шлепком.
- Вы считаете, что вседозволенность порождает последующие трудности.
Достоинства:
ограничительные рамки и сильный авторитет
Предупреждение о последствиях:
Систематические или суровые наказания усиливают противостояние ребёнка и могут воспитать в нём упрямство!
В ваших ответах вы имеете большинство треугольников
Вы применяете — Либеральную модель
Основной принцип: требовать и наказывать.
- Вы достаточно авторитарны, чтобы ваш ребёнок подчинялся требованиям.
- Вы выдвигаете ему требования в любых обстоятельствах.
- Вы против его желаний и капризов.
- Вы наказываете его без колебаний, можете вознаградить шлепком.
- Вы считаете, что вседозволенность порождает последующие трудности.
Достоинства:
ограничительные рамки и сильный авторитет
Предупреждение о последствиях:
Систематические или суровые наказания усиливают противостояние ребёнка и могут воспитать в нём упрямство!
В ваших ответах вы имеете большинство звездочек
Вы применяете —Объяснительный авторитет —
Основной принцип: понимать и объяснять.
- Долой авторитарность и вседозволенность!
- Главное требование – объяснять всё и всегда!
- Вы надеетесь, что ребёнок будет принимать правильные решения,
опираясь на здравый смысл.
- Вы думаете, что он будет вас слушать в конце концов!
Достоинства:
Вести переговоры –это иногда полезно.
Предупреждение о последствиях:
- Отсутствие ограничительных рамок, не смотря на обстоятельства, опасно.
- Ваши средства воздействия на ребёнка могут быть исчерпаны.
Особенно, когда он продолжает стоять на своём,
а вы не понимаете, как его убедить.
В ваших ответах вы имеете большинство кругов
Вы применяете — Позитивную дисциплину-
Основной принцип: общаться и запрещать.
- Авторитет эффективен: ребёнок получает одновременно любовь и ограничительные рамки.
- Вы придаёте большое значение объяснению, но одновременно вы ставите границы.
- Вы без колебаний запрещаете или требуете.
- Вы ставите некоторые ограничения, но их твёрдость позволяет ребёнку рассуждать и устанавливать свои ориентиры для самодисциплины.
Достоинства:
Ребёнок может рассуждать и следовать дисциплине.
Предупреждение о последствиях:
В случае нарушения порядка, разберитесь вместе с другим родителем. или проведите какое-то время наедине с каждым из ваших детей.
В ваших ответах нет определенного большинства какого – либо из значков!.
Вы применяете — Альтернативное воспитание.
Основной принцип: отпускать и строго наказывать.
- У вас нет желания ставить рамки, нет сил сказать ребёнку «нет».
- Все зависит от обстоятельств, вашего настроения, от поведения ребёнка.
- Вам случается быть излишне строгим или излишне мягким родителем.
- Вы с трудом находите ориентиры и нерегулярно требуете выполнять установленные вами правила.
Достоинства:
Поиск равновесия между свободой и наказанием.
Предупреждение о последствиях:
- Нет уверенности родителя в себе и выбранных действиях. Авторитет невысок.
- Воспитание крайне непоследовательно. Ребёнок плохо ориентируется в правилах поведения, испытывает стресс от неуверенности родителя.