19.09.2022 Подготовила воспитатель Уразова Ирина Олеговна
Сказки – необходимый элемент в развитии и воспитании ребенка. Сказки учат
добру и злу, смекалке, как найти выход из сложной ситуации, развивают внутренний мир ребенка. Язык сказки более близок малышу, чем обычная взрослая речь. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение маленького человека, а также его способность сочувствовать и сопереживать другим. Сказка нужна для сознательного и подсознательного обучения ребенка в семье правилам и смыслу жизни, пониманию необходимости защиты своей
жизни и жизни окружающих.
А нужно ли в наше время читать сказки детям? – спросите вы. Ведь вокруг есть телевидение и интернет, можно отвлечь ребенка, включив ему мультик или сказку и таким образом освободить время для себя.
Но давайте посмотрим хорошо ли это для наших детей?
С одной стороны, в просмотр мультфильмов позволяет ребенку слушать и видеть образец чистой, красивой выразительной речи; видеосказки красочные, музыкальные. Ребенок долгое время не отвлекаясь смотрит их, а у родителей появляется свободное время, которое они могут посвятить себе.
Но с другой стороны, присутствуют и свои минусы. Постоянно просматривая мультфильмы ребенок начинает формировать свой мир по определенному образцу. В мультфильмах даются готовые объекты, которые не надо придумывать, из – за этого у него ограничиваются фантазия и воображение. У ребенка, который долго смотрит телевизор, возникают проблемы со здоровьем (гиподинамия – длительное нахождение в одной позе, нарушение зрения, истощение нервной системы). Сопоставив «За» и «Против», вы можете для себя решить, что для вас важнее: свободное время или развитие и здоровье ребенка.
Давайте, теперь, рассмотрим, какое преимущество дает чтение сказок для детей. Во-первых, между вами и ребенком во время чтения сказок происходит диалог. Ребенок во время чтения может о чем-то спросить, уточнить, а вы разъяснить непонятный отрывок сказки. Во-вторых, ребенок самостоятельно фантазирует
и придумывает образ героев читаемой сказки. Таким
образом совершенствуется воображение, а это очень
важно для развития ребенка. В-третьих, ребенок лучше
воспринимает сказку, когда ему ее рассказывают, чем
когда он смотрит ее по телевизору. Ребенок чувствует,
что это интересно и Вам, что он не одинок.
Начинать следует со сказки-крошки (маленькой сказки на 10-20 предложений). Обратитесь к
воображению. Оживите неживое. Придумайте главного героя. Это может быть ваш ребенок; какой-нибудь мальчик или девочка, напоминающий вашего ребенка; любимая игрушка или просто выдуманный персонаж. Обсудите, во что будет одет главный герой, как он будет выглядеть. Наделите его обычными или необычными качествами (говорящий пес, летающая книга). Набросайте план будущей сказки: начало истории (кто/что, где, когда) => событие/происшествие => решение задач (поиск выхода из ситуации) =>
Для детей очень важно общение со своими родителями, поэтому вы можете не только
читать сказки своим детям, но и попробовать придумывать их вместе с ними.
завершение. Придумайте или попросите кого-нибудь, чтобы придумали для вас 2-5 слов и на их основе придумайте сказку.
Сочинение сказок развивает у ребенка не только
фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка,
помогает в творческой форме закрепить имеющие знания в
творческой форме, готовит к успешному школьному
обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребенка чувство своей успешности.
Еще одна очень важная роль, которая отведена сказкам – сказкотерапия.
Профилактические произведения
— «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И. Чуковского (учат тому, как важно не быть неряхой и следить за внешностью);
— «Дети, которые плохо едят в детском саду» Э.Успенского (помогут справиться с адаптацией в детском саду);
— «Золотая рыбка», «Золотая антилопа» (разовьют чувство меры);
— «В стране невыученных уроков» Л.Б. Гераскиной (учит решать задачки и знакомит с важными правилами грамматики).
Книги, рассказывающие о добре:
— сказки о животных В.В.Бианки
— «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Ребенок растет, развивается, и вместе с этим появляются проблемы: капризы, лень, агрессия, ложь, нежелание спать или ходить в детский сад. На помощь Вам придут терапевтические сказки.
Например, лень можно «лечить» русской народной сказкой «Про Ленивую
и Радивую».
находить выход из сложной ситуации. Сказка «Мама для мамонтенка» будет
помогать ребенку в разлуке с мамой.
Также терапевтические сказки
активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных.
Например, «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» поможет ребенку избавиться от страха неизвестного и
О взаимоотношениях в семье и с окружающими людьми: — «Все о муми-троллях» Туве Янссон,
— «Мери Попинс» П. Треверс,
— «Снежная королева» Г.Х. Андерсон.
Воспитание ответственности:
— Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, — Гуси лебеди.
Трудолюбие:
— Три поросенка.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда
должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект. Придумывайте сказки, в которых главный герой – Ваш ребенок. При помощи таких сказок Ваш ребенок научится справляться с жизненными трудностями. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к сказкам. Именно в прорисовке
мелких деталей и сюжетов ребенок учится познавать окружающий мир.
Создавайте книги своими руками. Ребенок научится бережно относиться к
книгам, у него будет развиваться интерес к чтению, познанию того, что он может найти только в любимых книгах.
В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый. М. М. Пришвин