Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Вам необходимо понять, как важно дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке, поэтому лучше начать водить малыша в детский сад примерно за месяц до выхода мамы на работу.
Вам, конечно небезразлично, в каких условиях будет воспитываться ребенок в группе. Педагог может показать вам групповое помещение, туалетную комнату, шкафчик в приемной, рассказать о режиме, о том, как проходит жизнь ребенка в условиях детского сада, чем занимаются, какое имеется игровое оборудование.
Очень важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения, договориться о том, чтобы режим семейного воспитания в основном совпадал с режимом ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).
В первый раз ребенка желательно привести утром, ближе к концу завтрака, и обязательно, накормленного. Впервые оказавшись в детском саду, ребенок испытывает стеснение, страх, и даже, стресс, поэтому вполне может отказаться кушать.
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации к условиям ДОУ, соблюдаются следующие правила:
- В любое время родители ребенка могут в группу
- Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время, но следует помнить, что в первые дни пребывание малыша в группе не более 2-3 часов, в зависимости от степени его психического состояния.
- Воспитатель обязательно выполнит просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.
- Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.
Еще до того, как ребенок придет в группу, желательно составить разговор с воспитателем и рассказать как можно больше об особенностях его поведения и привычках:
- В каких условиях живет ребенок, сколько человек в семье, есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка и т.д.;
- Какие привычки сложились в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.;
- Как называют ребенка дома ласково;
- Чем больше всего любит заниматься ребенок;
- Какие особенности в поведении вас радуют, а какие настораживают.
Уважаемые родители!
Для того, чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- к новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
- обществу своих сверстников;
- новой пище и условиям еды;
- новой обстановке для сна.
Первую неделю мы просим вас приходить в период с 9.00 до 12.00, накормив ребенка дома завтраком, и оставить его в группе до обеда.
Вторую неделю мы предложим ребенку попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели — спать.
Третью и четвертую неделю просим забирать ребенка вскоре после дневного сна.
Мы думаем, что в адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду. Наша совместная работа по адаптации ребенка рассчитана максимально на 4 недели. При более быстрой и легкой адаптации возможно сокращение сроков прохождения каждого из этапов.
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения. Просим вас рассказать о ребенке как можно больше, все, что вы считаете важным. Мы готовы прислушаться ко всем вашим пожеланиям. Возможно также для предварительного знакомства с учреждением вместе с ребенком побывать на прогулке с группой, поиграть с детьми, посмотреть, чем занимаются в группе, поучаствовать в празднике, развлечениях.
Первый раз – в детский сад
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.
Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям существования. Адаптация делится на биологическую и социальную.
Биологическая – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда – помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша.
Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми.
Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации.
Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.
- Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
- Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.
Если психолог, логопед и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.
По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.
Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на этом периоде подробнее.
Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.
Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо — резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка:
Разлука → страх → стресс → срыв адаптации → болезнь.
Второй тип адаптации — легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические «срывы» все же возможны.
И последний тип адаптации — средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести:
1. рвота;
2. пристрастие к личным вещам;
3. наличие страхов;
4. неуправляемое поведение;
5. стремление спрятаться от взрослых;
6. истерические реакции;
7. тремор подбородка, пальчиков.
Чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.
1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).
2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование.
3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.
4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться.
5. Следует в присутствии ребенка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.
В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.