Консультация для родителей 

Подготовила Кагарманова Г.З. 15.12.2022

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

     Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.

Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры и игровые задания для развития речи детей дома.

1. Четвёртый лишний. Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.                

 2. Посчитай. Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.                   

3. Скажи наоборот. Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот.                                                                        

 4. Подбери слово. Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме. Например: Назови фрукт, название которого начинается со звука (апельсин, абрикос, ананас)                                                                           5. Большой — маленький. Ребёнку предлагается назвать ласково. Например , ложку- ложечка, стул- стульчик, лисонька, заинька, коровушка.                                                                                                     6. Отгадай загадку. Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?(Репка). Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 7. Назови, какой. Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.           

 8. Подумай и ответь. Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?                               

9. Подбери слово. Например: Птица — перья. Огурец — овощ. Ромашка — цветок.                                                                                                           10. Расскажи стихотворение. Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. — Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! — Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. — В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу. — Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка. — Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

— Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. — Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.