06.02.2023 г. Материал подготовила Руденок Н.А. На сайт выставила Аллашева В.М.
Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. «Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду» — ребёнок начинает верить в свои возможности. Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 -4 лет.
Что такое вообще, эти навыки самообслуживания?
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника, умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно одеться, раздеться, помыть руки, самостоятельно есть, прибирать игрушки.Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Спешат прийти на помощь или сделать всё за ребёнка сами, считая, что их он ещё маленький или просто торопясь куда-либо(утром на работу, вечером – домой или по делам). Это приводит к тому,что у ребёнка не развивается самостоятельность, и он всё время будет надеяться на других.У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делающих за них то,что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными,неподготовленными для жизни в коллективе. Довольно часто оказываешься свидетелем того, как ребенок 3-4 лет сидит посреди горы своих вещей и не знает, или даже не задумывается, с чего ему начать одеваться, в какой последовательности следует это делать. Он просто бездействует. А между тем при правильном подходе дети в 3-4 года могут во многом быть самостоятельными.
Дети младшего возраста способны:
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильнопользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминаниявешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одеждуснимать надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону,пуговицы застёгивать, расстёгивать.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.Правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни салфеткой).
Убирать после игры на место игрушки, книжки.
Воспитание навыков самообслуживания у детей — это длительный процесс, требующий от взрослых большого терпения.
Советы для обучения самостоятельности:
1. Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказатьему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня онсделал то-то и то-то….
2. Не делайте за ребенка то, что он способен выполнить сам.
3. Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если выдействительноторопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время.Атмосфера должна быть доброжелательной.
4. Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравниватьможно только с его собственными достижениями.
5. Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому если малышу говорить,чтоу тебя всё получится, ты справишься — ребенок будет настроен науспех.
6. Единство требований взрослых (и дома и в саду).
7. Личный пример – имеет громадное значение в обучении
самостоятельности!
8. Работа должна быть по силам малыша!
Помните, что не надоупрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызватьотрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежеланиепринять участие в труде в следующий раз.
Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, нонеобходимо.
И только от нас с Вами, взрослых, зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.