19.03.2023 материал подготовил педагог Щеткова И.А.
Взрослым волнительно, когда ребенок идет в первый класс. Вспоминаются собственные счастливые и не очень годы в школе: сложности с учебой, недопонимание одноклассников, казусы в дороге и на уроках. И очень хочется сделать путь ребенка по школьным просторам был проще, легче, приятнее. И это реально. Советы родителям, чьи дети идут в первый класс – от психологов, преподавателей, педагогов, помогут первокласснику быстрее адаптироваться и научиться получать от учебного процесса максимум удовольствия.
Сразу оговорю: мысли не мои. Но все они озвучены профессионалами, поэтому заслуживают внимательного изучения, а лучше всего внедрения в жизнь бывшего дошкольника.
1. Настрой на учебу
Это очень простой, но продолжительный по времени этап. Примерно за год – а можно и за два до школы – ребенка стоит приучить к положительному мнению об учебном процессе. А потом добавить к этому предварительную адаптацию.
Для этого родителям будущих первоклассников рекомендуют:
- много и светло рассказывать о собственных школьных годах, друзьях, интересных событиях;
- отдать ребенка на подготовительные курсы в школе для знакомства с требованиями, учителями, другими детьми;
- при нежелании ходить на курсы добавить в программу дошкольника школу развития – более мягкие условия, но все равно приближенные к настоящей учебе.
Ну и, конечно, важно соблюдать режим, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с ранним подъемом. Для детей с лабильной нервной системой рекомендовано максимально долго оставлять дневной сон.
2. Лояльность или вседозволенность
В плане строгости у родителей бывает три линии поведения:
Первая: авторитарный – родители лучше знают, что хорошо ребенку и постоянно наставляют и поучают его.
Вторая: попустительская – детям должно быть хорошо, комфортно во всем.
Третий: лояльный – родители интересуются делами ребенка, помогают ему при необходимости, дают возможность выбора, как в делах, так и в ситуациях.
Выбирайте сами!
Подсказка: лучший вариант – третий.
3. Работа над самооценкой
Адекватную самооценку нужно формировать у ребенка с самого раннего возраста. Основной ориентир для школьника – мнение родителей.
Нужно хвалить чадо за реальные, путь и небольшие достижения, формировать ситуацию успеха.
Нельзя оценивать личность школьника, обвинять его в несостоятельности и плохих способностях.
4. Стеснительность – враг
Стеснительность появляется по двум причинам:
- копирование модели поведения в семье;
- неуверенность в собственных силах.
Чтобы стеснительность не стала преградой к хорошей учебе, необходимо внимательно относится к ребенку.
Важно! Хвалить и ругать нужно за действие, поступок, не акцентируя внимание на личности самого ребенка.
5. Чтобы утренний подъем не стал проблемой…
…необходимо точно понимать, сколько времени нужно ребенку на «раскачку». И будить от этого времени немного с запасом.
Плохое настроение и нежелание что-то делать рекомендуется гасить спокойно без эмоций, по возможности поясняя, что каждый может быть по утрам букой.
Прощаться психологи рекомендуют без негатива. То есть, отказавшись от фраз: «давай сегодня без драк», «жду домой без двоек». Просто «Пока, хорошего дня» будет достаточно.
6. Вранье – бич первоклассников
Часто в школе дети начинают врать. Причина – резкое увеличение ответственности и высокая требовательность родителей.
Если ребенок не справляется с моральной нагрузкой, то он начинает уходить во вранье. Решить эту проблему сможет только низкий уровень критики взрослых… и их желание помогать без оценки ситуаций.
7. Если учиться лень…
Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.
Устают…
Из-за чрезмерной опеки родителей…
Из-за многообразия новых впечатлений…
Из-за эмоций и адаптации….
Да, много из-за чего.
Помочь в этом можно.
Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.
Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.
8. Безопасность первоклассника
В помощь детям, идущим в первый класс!
Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.
Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.
Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.
Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.
9. Дополнительные занятия
«Допы» – сегодня дань моде, поэтому с ними нужно быть особенно осторожными.
Точно на пользу пойдут все занятия, связанные с физической активностью – спорт, танцы, плавание.
А также остальные по увлеченности ребенка.
Но все без фанатизма.
Перегрузки дошкольники переносят очень тяжело. Если ребенку сложно, лучше отказаться от чего-то, чем давить и заставлять «пахать» во имя родительских амбиций.
10. Гиперактивные дети: помощь ребенку в первом классе
СДВГ – частый диагноз у дошкольников.
Жить с ним спокойно и счастливо можно. Правил всего несколько:
четкий распорядок дня;
естественная или спортивная активность;
спокойная домашняя обстановка.
11. Тайм-менеджмент первоклассника
Учить ребенка управлять временем можно уже в первом классе. Для этого нужен распорядок дня, план/расписание на неделю.
Хорошо работают собственноручно сделанные схемы, в которых отмечены дополнительные и обязательные занятия по дням с отметками времени.
Такая таблица должна быть постоянно в поле зрения школьника, чтобы он учился жить в правильном и понятно режиме.
Когда ребенок идет в первый класс волнительно! Но сделать школьную жизнь более легкой и спокойной в состоянии каждый родитель!