19.05.2023

В 2023 году мы стали все чаще сталкиваться со словами «наставник», «наставничество». С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам. Детский сад предоставляет образовательные услуги – помощь семье в воспитании и развитии дошкольника. Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, необходима профессиональная компетентность педагогов. Почти все молодые педагоги убеждены, что они вооружены знаниями, умениями, и только первый день работы в детском саду выявляет реальную картину их подготовки. Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта практической работы. И МАДОУ ЦРР д/с 167 города Тюмени  в этом учебном году принял в свои руки молодых специалистов.  Молодые педагоги, пришедшие в наш детский сад, сталкиваются с разными проблемами: адаптации в новом коллективе, ведения разного рода документов, организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Исходя из этого, возникла необходимость поиска форм работы с молодыми педагогами для обеспечения их скорейшего профессионального роста. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они в первый же день выполняют в полном объёме все должностные обязанности и несут ответственность наряду с опытными педагогами, имеющими многолетний стаж работы. Те педагоги, которые не получают в первый год своей работы поддержку коллег и администрации, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло молодому начинающему педагогу необходимо оказывать всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в нашем детском саду мы стали использовать такую форму работы, как наставничество.

Наставничество – это постоянный диалог и педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе наставляемого, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Только от опытного профессионала молодой специалист на своём рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую.Перед наставником ставятся нелёгкие задачи: привить интерес к профессии педагога, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе. К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:

— компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);

— наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста наставляемого, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.

В нашем детском саду успешно используется система наставничества. Опытные педагоги являются наставниками для молодых специалистов. Наставники всегда чувствуют большую ответственность за эту работу, ведь от них во многом зависит будущий профессионализм их наставляемого. Наставникам необходимо поддержать эмоционально, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание. Педагог-наставник знакомит с ведением документации, а молодой педагог может наблюдать за проведением режимных моментов, прогулки, ООД и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.). Демонстрация деятельности проходит так, чтобы молодой специалист тоже постепенно включался в работу, приобретал опыт общения с воспитанниками. Наставник привлекает наставляемого к подготовке проведения ООД и других видов деятельности (развлечение, эксперименты, наблюдения и др.). Старается показать, что каждая минута свободного времени (тихий час) может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности.

Подготовил: учитель логопед  Луценко О.А.