Консультацию для родителей подготовила Стенникова И. В.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно — волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию. Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется. Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда вжизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.
Познавательная деятельность
В пять-шесть лет ребенок узнает много нового. Поэтому рекомендуется сменять виды деятельности, чтобы ребенок не переутомлялся. В этот период он должен обладать следующими знаниями и умениями:
– знать свои имя и фамилию;
– знать адрес проживания и номер телефона хотя бы одного из родителей;
– знать, что делать при пожаре, если потерялся, отстал, остался дома один и в других экстренных ситуациях;
– уметь звонить по телефону;
– показывать право и лево;
– знать явления природы: дождь, грозу, снег, ветер и пр.;
– называть времена года, месяцы, дни недели в правильной последовательности;
– знать и придерживаться ПДД для пешеходов;
– узнавать множество домашних животных и птиц, знать, чем они питаются;
– уметь сравнивать предметы: высокий — низкий, толстый — тонкий, легкий — тяжелый и пр.
– уметь находить до шести различий на картинках для сравнения;
– знать названия и различать лиственные и хвойные деревья;
– уметь называть одним словом группы предметов: посуда, фрукты, игрушки и пр.
Стоит помнить, что каждый малыш развивается индивидуально, поэтому небольшие отклонения от приведенного списка не являются критичными.
Психическое развитие
В этом возрасте в психологии детей происходят серьезные процессы:
– формируется база личностных качеств;
– определяются нравственные ценности;
– в процессе игры обыгрываются события, произошедшие с самим ребенком или его знакомыми;
– активно проявляется любознательность;
– формируется личность малыша;
– происходит демонстрация родителям того, что он важный член семьи;
– происходит осознание собственного Я;
– дети начинают понимать свои ощущения, эмоции и учатся об этом говорить.
Социальное развитие
Этот возраст характеризуется тем, что ребенку необходимо общение со сверстниками и взрослыми. Посредством игр он получает новую информацию об окружающем мире, правилах поведения и способах общения. В этот период необходимо научить своего малыша:
– заводить новые знакомства;
– проявлять милосердие и терпимость;
– выстраивать отношения в обществе;
– держать под контролем свои эмоции, не подавляя их;
– делать первые шаги в борьбе с собственными страхами.
Речевое развитие
В норме речь ребенка пяти-шести лет должна быть правильной и грамотной. Он должен уметь:
– четко и правильно произносить все звуки родного языка;
– поддержать беседу;
– составлять простые и сложные предложения;
– пересказывать сюжет сказки или услышанной истории;
– рассказывать о себе и своих родных;
– составлять рассказ по картинкам;
– контролировать уровень громкости собственного голоса;
– разговаривать с самим собой во время игр.
Физическое развитие
В этом возрасте физическое развитие детей можно оценить по следующим навыкам и умениям:
– ребенок умеет преодолевать препятствия в процессе бега;
– умеет ездить на велосипеде;
– умеет лазить по шведской стенке и конструкциям детских городков;
– ходит по бордюрам и перекладинам.
Ребенок должен знать ответы на вопросы:
— Как зовут ребенка (фамилия, имя)?
— Сколько ему лет?
— Когда день рождения (число, месяц)?
— Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество)?
— Домашний адрес (город, улица, дом, квартира)?
— Как называется наша планета?
— Наша страна?
— Столица нашего государства?
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетноролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические. Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Вам как его родителям важно:
— С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
— Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению.
— Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. — Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
— Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.