09.12.2023 материал Щетковой И.А.
Лексическая тема: «Зима»
Понедельник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Обсудить приметы зимы:
1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
2) Стало холодно, на улице мороз.
3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
4) Ночи стоят длинные, а дни – короткие.
5) Люди надели тёплую зимнюю одежду.
6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
4. Игра «Какой? Какая?»
Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т.д.)
Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т.д.)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
5. Игра «Скажи ласково»
санки -…(саночки) снежинка -…(снежиночка)
сосулька –… (сосулечка) зима -…(зимушка)
горка – …(горочка) снег -…(снежок)
мороз — … снеговик — …
метель — … холод — …
лёд — ….. ёлка — ….
6. Выучить любую загадку о зиме:
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.
(декабрь)
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
7. Ответь на вопросы:
Оттепели сменились морозами. Что было в начале, что потом?
Чего больше – снегопадов или снежинок?
Чего меньше – зим или зимних месяцев?
8.Образовать признак по аналогии:
Декабрь – декабрьские (морозы), декабрьское (солнце), декабрьские (дни), декабрьская (метель) и т.д.
Январь — ………………………………………………………………….
Февраль — ……………………………………………………………….
Вторник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
- Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
- Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
- Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
- «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком)
- Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
4.Один – много (множественное число существительных): снег — …, мороз — …, снеговик — … , метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …
5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): снег — …, мороз — … снеговик — …, метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …
6. Дидактическая игра «До — между — за»
Какой месяц до января? ………………………………………………………………….
Какой месяц после декабря?…………………………………………………………….
Какой месяц до февраля?…………………………………………………………………
Какой месяц между декабрем и февралем?………………………………………
Какой месяц после января?……………………………………………………………..
6. Отгадать загадку.
— На дворе горой, а в избе водой.( снег, сугроб)
— Без рук, без ног, а рисовать умеет ( мороз)
— Что вниз головой растет? (сосулька)
— С неба падают зимой и кружатся над землей
Легкие пушинки, белые … (снежинки).
— Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой?
(снеговик).
7. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Снег на полях, лед на реках.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (………………)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (…………………..)
8. Дидактическая игра «Подбери признак»:
Снег (какой?) холодный, рыхлый, скри пучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т. д.
мороз (какой?) — …………………………………………………………..
сосулька (какая?) — …………………………………………………………………………..
зима (какая?) — …………………………………………………………………………………
9. Дидактическая игра «Подбери слово»:
наступает (что?) — ………………………………………………..
валит ………………………………………………………………..
свищет …………………………………………………………….
бушует ……………………………………………………………..
кружится …………………………………………………………..
замерзает …………………………………………………………
блестит …………………………………………………………….
лепят ……………………………………………………………………
10. « Скажи какая?»
Какая погода, если на улице снег — снежная
холод-…………………
мороз- ……………….
ветер- ………………..
стужа…………………..
11. «Скажи наоборот»
Темный – светлый
короткий — …………………………………………………………………….
черный – ………………………………………………………………………
холодный – ………………………………………………………………….
пасмурный – ………………………………………………………………..
мягкий –………………………………………………………………………
ветер – …………………………………………………………………………
заморозки – …………………………………………………………………
зимний – …………………………………………………………………….
легкий – ……………………………………………………………………..
12. «Сосчитай до пяти»
Одна зимняя ночь, две зимние ночи ….пять зимних ночей.
Одна синяя варежка ………………………………………………………
Один холодный день …………………………………………………….
Одна теплая шуба………………………………………………………….
Один пуховый платок……………………………………………………
Одно меховое пальто…………………………………………………….
Один высокий сугроб………………………………………………………..
Среда
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Скажи, что сделала? : (воспитатель может назвать приставку слова – ЗА…., дети продолжают)
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
4. Загадки
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
— Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
— Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку — узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
— Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
— Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
5. Физкультминутка.
(Дети встают в круг).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
6. Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». (Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые … (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается … (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее … (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — … (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой … (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег.)»
Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
7. Звук и буква Й
Игра «Угадай словечко»:
Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он впять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется…… (трамвай).
Что мы ели, угадай? – кара……(вай)
Что мы пели, угадай? – баю-….(бай)
Что за месяц, угадай? Месяц…(май)
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).
Какой звук мы слышим в каждом слове? (звук Й) Какой он – гласный или согласный? (согласный, не поется), твердый или мягкий? (мягкий), звонкий или глухой ? Есть голосок в горле? (есть, звонкий).
8. Знакомство с буквой Й: На какую букву она похожа? Буквы похожи, а звуки разные? (И и Й)
И – гласный звук, а Й – согласный, звонкий, всегда мягкий,а в схеме слова всегда обозначается зеленым кружком.
Запомните : Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
9. Выделение звука Й на слух из слова: (если услышишь, хлопни в ладоши) – лиса, лайка, лицо, умывальник, соловей, автобус, трамвай, йод, маки, майки, ёлка, линейка, река, змей.
Четверг «Звук и буква Й»
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Игра «Найди лишнее слово».
«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».
«Снег, снегирь, снасти, снеговик».
«Холод, хороший, холодильник, холодок».
«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».
4. Работа с деформированным предложением.
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки, катаются, с».
«Забавы, зимние, любят, дети, все».
5. «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления;
предложение закончить и повторить его полностью)
Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).
Зимой бывает снег, а летом…
Зимой снег падает, а весной …
Зимой катаются на санках, а летом …
Зимой лес спит, а весной …
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом …
Зимой деревья белые, а осенью …
Зимой растут сугробы, а летом растут …
Зимой лепят снеговика, а летом …
Зимой насекомые прячутся, а летом …
6. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера…(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера …
Сегодня снег сверкает, а вчера …
Сегодня снег тает, а вчера …
Сегодня снег хрустит, а вчера …
Сегодня снег идет, а вчера …
Сегодня снег ложится, а вчера …
Сегодня снег кружится, а вчера …
7. Связная речь
Составление рассказа — описания о зиме по плану:
Погода: небо, солнце, осадки.
Растения зимой.
Животные зимой.
Люди зимой: одежда, развлечения.
8. Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, пять ………………загибать пальчики на 1 руке,
начиная с большого
Будем пальцы согревать …………………загибать пальчики на 2 руке,
начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили………………изображать как лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий………..показать руками круг
И совсем– совсем не сладкий……………..погрозить пальчиком.
Раз–подбросим,…………………………….подбросить воображаемый снежок
Два– поймаем,………………………………поймать воображаемый снежок
Три– уроним………………………………..уронить воображаемый снежок
И…сломаем………………………………..хлопнуть в ладоши!
9. Зимние картинки (послушай, а затем вспомни и расскажи, кто что делает зимой)
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора. (Г. Ладонщиков)
10. Дидактическая игра «Подбери родственные слова».
Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .
Мороз — морозный, морозить, замораживать … .
Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .
Пятница
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, загибают пальчики по одному, начиная с больших,
одновременно на обеих руках
Мы во двор пошли гулять. «идут» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, «лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «крошат хлебушек» всеми пальчиками
С горки мы потом катались, ведут указательным пальцем правой руки
по ладони левой руки
А еще в снегу валялись. кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной
Все в снегу домой пришли, отряхивают ладошки
Съели суп, и спать легли. движения воображаемой ложкой; руки под щеку
3. Мимическое упражнение «Вот на улице мороз». (Задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи).
Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)
4. Прочитать стихотворение, обсудить его, найти логические ошибки.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га – га – га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
Развивающие речевые игры по теме: «Зима»
Лексическая тема: «Зима»
Понедельник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Обсудить приметы зимы:
1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
2) Стало холодно, на улице мороз.
3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
4) Ночи стоят длинные, а дни – короткие.
5) Люди надели тёплую зимнюю одежду.
6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
4. Игра «Какой? Какая?»
Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т.д.)
Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т.д.)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
5. Игра «Скажи ласково»
санки -…(саночки) снежинка -…(снежиночка)
сосулька –… (сосулечка) зима -…(зимушка)
горка – …(горочка) снег -…(снежок)
мороз — … снеговик — …
метель — … холод — …
лёд — ….. ёлка — ….
6. Выучить любую загадку о зиме:
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.
(декабрь)
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
7. Ответь на вопросы:
Оттепели сменились морозами. Что было в начале, что потом?
Чего больше – снегопадов или снежинок?
Чего меньше – зим или зимних месяцев?
8.Образовать признак по аналогии:
Декабрь – декабрьские (морозы), декабрьское (солнце), декабрьские (дни), декабрьская (метель) и т.д.
Январь — ………………………………………………………………….
Февраль — ……………………………………………………………….
Вторник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
- Мороз трещит [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
- Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
- Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
- «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком)
- Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).
4.Один – много (множественное число существительных): снег — …, мороз — …, снеговик — … , метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …
5. Есть – нет (родительный падеж единственного числа): снег — …, мороз — … снеговик — …, метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …
6. Дидактическая игра «До — между — за»
Какой месяц до января? ………………………………………………………………….
Какой месяц после декабря?…………………………………………………………….
Какой месяц до февраля?…………………………………………………………………
Какой месяц между декабрем и февралем?………………………………………
Какой месяц после января?……………………………………………………………..
6. Отгадать загадку.
— На дворе горой, а в избе водой.( снег, сугроб)
— Без рук, без ног, а рисовать умеет ( мороз)
— Что вниз головой растет? (сосулька)
— С неба падают зимой и кружатся над землей
Легкие пушинки, белые … (снежинки).
— Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой?
(снеговик).
7. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Снег на полях, лед на реках.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (………………)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (…………………..)
8. Дидактическая игра «Подбери признак»:
Снег (какой?) холодный, рыхлый, скри пучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т. д.
мороз (какой?) — …………………………………………………………..
сосулька (какая?) — …………………………………………………………………………..
зима (какая?) — …………………………………………………………………………………
9. Дидактическая игра «Подбери слово»:
наступает (что?) — ………………………………………………..
валит ………………………………………………………………..
свищет …………………………………………………………….
бушует ……………………………………………………………..
кружится …………………………………………………………..
замерзает …………………………………………………………
блестит …………………………………………………………….
лепят ……………………………………………………………………
10. « Скажи какая?»
Какая погода, если на улице снег — снежная
холод-…………………
мороз- ……………….
ветер- ………………..
стужа…………………..
11. «Скажи наоборот»
Темный – светлый
короткий — …………………………………………………………………….
черный – ………………………………………………………………………
холодный – ………………………………………………………………….
пасмурный – ………………………………………………………………..
мягкий –………………………………………………………………………
ветер – …………………………………………………………………………
заморозки – …………………………………………………………………
зимний – …………………………………………………………………….
легкий – ……………………………………………………………………..
12. «Сосчитай до пяти»
Одна зимняя ночь, две зимние ночи ….пять зимних ночей.
Одна синяя варежка ………………………………………………………
Один холодный день …………………………………………………….
Одна теплая шуба………………………………………………………….
Один пуховый платок……………………………………………………
Одно меховое пальто…………………………………………………….
Один высокий сугроб………………………………………………………..
Среда
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Скажи, что сделала? : (воспитатель может назвать приставку слова – ЗА…., дети продолжают)
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
4. Загадки
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
— Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
— Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку — узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
— Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
— Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
5. Физкультминутка.
(Дети встают в круг).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
6. Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». (Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые … (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается … (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее … (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — … (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой … (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег.)»
Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
7. Звук и буква Й
Игра «Угадай словечко»:
Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он впять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется…… (трамвай).
Что мы ели, угадай? – кара……(вай)
Что мы пели, угадай? – баю-….(бай)
Что за месяц, угадай? Месяц…(май)
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).
Какой звук мы слышим в каждом слове? (звук Й) Какой он – гласный или согласный? (согласный, не поется), твердый или мягкий? (мягкий), звонкий или глухой ? Есть голосок в горле? (есть, звонкий).
8. Знакомство с буквой Й: На какую букву она похожа? Буквы похожи, а звуки разные? (И и Й)
И – гласный звук, а Й – согласный, звонкий, всегда мягкий,а в схеме слова всегда обозначается зеленым кружком.
Запомните : Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
9. Выделение звука Й на слух из слова: (если услышишь, хлопни в ладоши) – лиса, лайка, лицо, умывальник, соловей, автобус, трамвай, йод, маки, майки, ёлка, линейка, река, змей.
Четверг «Звук и буква Й»
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Игра «Найди лишнее слово».
«Мороз, морозильник, мороженое, моросит».
«Снег, снегирь, снасти, снеговик».
«Холод, хороший, холодильник, холодок».
«Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».
4. Работа с деформированным предложением.
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки, катаются, с».
«Забавы, зимние, любят, дети, все».
5. «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления;
предложение закончить и повторить его полностью)
Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).
Зимой бывает снег, а летом…
Зимой снег падает, а весной …
Зимой катаются на санках, а летом …
Зимой лес спит, а весной …
Зимой катаются на коньках, а летом ..
Зимой бывает холодно, а летом …
Зимой деревья белые, а осенью …
Зимой растут сугробы, а летом растут …
Зимой лепят снеговика, а летом …
Зимой насекомые прячутся, а летом …
6. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера…(блестел)
Сегодня снег падает, а вчера …
Сегодня снег сверкает, а вчера …
Сегодня снег тает, а вчера …
Сегодня снег хрустит, а вчера …
Сегодня снег идет, а вчера …
Сегодня снег ложится, а вчера …
Сегодня снег кружится, а вчера …
7. Связная речь
Составление рассказа — описания о зиме по плану:
Погода: небо, солнце, осадки.
Растения зимой.
Животные зимой.
Люди зимой: одежда, развлечения.
8. Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, пять ………………загибать пальчики на 1 руке,
начиная с большого
Будем пальцы согревать …………………загибать пальчики на 2 руке,
начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили………………изображать как лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий………..показать руками круг
И совсем– совсем не сладкий……………..погрозить пальчиком.
Раз–подбросим,…………………………….подбросить воображаемый снежок
Два– поймаем,………………………………поймать воображаемый снежок
Три– уроним………………………………..уронить воображаемый снежок
И…сломаем………………………………..хлопнуть в ладоши!
9. Зимние картинки (послушай, а затем вспомни и расскажи, кто что делает зимой)
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора. (Г. Ладонщиков)
10. Дидактическая игра «Подбери родственные слова».
Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .
Мороз — морозный, морозить, замораживать … .
Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .
Пятница
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, загибают пальчики по одному, начиная с больших,
одновременно на обеих руках
Мы во двор пошли гулять. «идут» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, «лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «крошат хлебушек» всеми пальчиками
С горки мы потом катались, ведут указательным пальцем правой руки
по ладони левой руки
А еще в снегу валялись. кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной
Все в снегу домой пришли, отряхивают ладошки
Съели суп, и спать легли. движения воображаемой ложкой; руки под щеку
3. Мимическое упражнение «Вот на улице мороз». (Задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи).
Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)
Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)
Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)
Ну-ка, взялись все за уши: (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
Ножками затопали! (Топают ногами.)
4. Прочитать стихотворение, обсудить его, найти логические ошибки.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га – га – га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?