Правила общения с гиперактивными детьми
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
- Предоставлять ребенку возможность выбора (предложить другую возможную в данный момент деятельность).
- Отвлечь ребенка от его капризов: задать неожиданный вопрос или отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Оставаться спокойным (но не равнодушным). Нет хладнокровия – нет преимущества!
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком.
- Заранее договариваться с ребенком о тех или иных действиях (о времени игры, о длительности прогулки и т.д).
- Выработать совместно с ребенком гибкую систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Выработать и расположить в удобном для ребенке месте свод правил поведения в группе детского сада, в школе, дома.
- Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Рекомендации родителям по воспитанию гиперактинвых детей.
Общение и воспитание в семье.
- Говорить спокойно, доброжелательно, достигнуть согласия с родственниками по вопросам воспитания.
- Осуждая плохое, поведение, как можно более эмоциональное поощрение хорошего.
- Создание положительной мотивации, ситуации успеха, частые поощрения, гибкая система вознаграждений за хорошо сделанную работу. Система накопления очков, зарабатывания призов.
Занятия.
- Снижение нагрузки
- Убирать отвлекающие факторы во время занятий и других важных дел.
- Снизить требования к аккуратности
- Помочь начать дело – это для ребенка самое трудное.
- Применять наглядные средства при объяснении.
- Давать короткие инструкции.
Поведение.
- Объяснять правила поведения и чего ожидаете от ребенка.
- Стараться предотвращать конфликты и ситуации, где ребенок может перевозбудиться.
- Объяснять последствия действий, не устранять самим последствия забывчивости ребенка.
- Обязанности в письменной форме, добавление новых обязанностей после того, как справится предыдущими.
- Не давать более 1-го поручения за 1 раз.
- Составление списка дел, вычеркивание сделанных, звездочки за качество.
- Твердый распорядок дня для всей семьи, ограничить просмотр телевизора икомпьютер.
- Физические наказания в четко ограниченных случаях жизни.
Чем можно помочь медлительному ребёнку:
- Предлагать ребёнку посильные задания, постепенно усложняя их и давая каждый раз немного меньше времени на выполнение.
- Постоянно подбадривать, но не торопить ребёнка.
- Научить ребёнка пользоваться песочными часами, чтобы он сам мог контролировать время выполнения задания
- Учить ребёнка абстрактным понятиям «быстрее», «медленнее» Заниматься зарядкой под музыку, чередуя быстрые, весёлые мелодии с медленными, плавными.
- Читать и повторять короткие стихи, скороговорки.
- Развивать крупную и мелкую моторику.
- Предлагать ребёнку различные игры «наперегонки».
С уважением к вам, дорогие родители
Педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна