Любить своих детей – значит стремиться самим стать позитивными!
Не для кого не секрет, что очень важно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства. Успешные в жизни и уверенные в себе люди имеют о себе более позитивное представление , чем неудачники. Факторов, влияющих на самовосприятие, много, но мы рассмотрим наиболее значимые из них.
Залогом положительной самооценки является заботливое, теплое отношение родителей к своему ребенку с первых дней жизни, еще с того времени, когда он находится в утробе матери. Всем своим существом он чувствует: «Я — желанный. Здесь мне хорошо живется» Если есть это чувство, то оно будет сопровождать его всю жизнь. Если же этого нет, то вероятность того, что самооценка будет заниженной, резко возрастает. Эти первые выводы очень влияют впоследствии на оценку событий. Бесконечное внимание, любовь и обожание с первых дней жизни – это дар, который исходит, прежде всего, от родителей.
Безусловная, беспредельная любовь родителей – главное, в чем нуждается ребенок! С возрастом ребенок начинает оценивать свои способности в зависимости от того, насколько успешно он проявляет себя в значимых для него видах деятельности.
Чувство собственной значимости обязательно должно основываться на осязаемых успехах, на компетентности, на деле. Теперь задача родителей – помочь ему добиться реальных успехов в таком деле, которое он считает важным. Особенно важен успех в освоении новых знаний и навыков.
Или в его присутствии. Иногда любящий родитель, чаще всего, мама, внушают ребенку, что он всегда все делает хорошо. Она постоянно хвастается его успехами в его присутствии. Такая мать не настаивает на том, чтобы ее ребенок в действительности добился успеха. Она просто ведет себя так, как будто он уже это сделал. В результате ребенок остается с созданным лучезарным образом и не стремится добиваться реальных успехов в жизни. Избежать этой опасности можно. Хвалите ребенка за определённые успехи пропорционально их истинной ценности и потраченным усилиям ребенка. Как хвалить правильно? Привычнее на любой хороший поступок отозваться автоматически «Молодец! Умница! Ты — хороший мальчик!». Но, важно помнить, что постоянное употребление такой оценки – похвалы может привести к зависимости от похвалы, к тому же ребенок может засомневаться в вашей искренности. Хвалите искренне, вдумчиво, помня о том, что это не просто приятные слова в адрес ребенка. Это повлияет на ваши отношения и на формирование личности в целом.
Оценивайте успехи и достижения вашего ребенка, исходя из того, что было у него раньше, а не сравнивая с достижениями других детей. Никогда не сравнивайте своих детей с другими детьми! Каждый человек уникальный! Это неприятно и унизительно для того, кто не лучший! А также вредно для того, кого хвалят. Это разрушительно для всех взаимоотношений.
К признанию достоинств вашего ребенка надо подходить творчески! На практике крайне мало встречается детей с неоправданно завышенной самооценкой, а с заниженной – десятки или даже сотни. Учитывая это, можно предположить, что в воспитании мы чаще замечаем недостатки наших детей, чем достоинства. С другой стороны люди лучше запоминают много хороших плохое, чем хорошее. Например, вам сказали много хороших слов, но один человек сказал неприятность в ваш адрес. Скорее всего ВЫ забудете приятные слова, а неприятные будете помнить еще многие годы. Поэтому будьте внимательны к тому, что вы говорите своему ребенку! Не критикуйте его, а лучше всего помогите с заданием или ситуацией.
Упражнение, способствующее формированию позитивного самовосприятия:
Упражнение для родителей и детей «Поговорим о нас»
Цель: улучшить отношения, повысить самооценку, разрядить обстановку.
Сядьте друг против друга. По очереди говорите о том, что вам нравится в сидящем напротив человеке: «Мне нравится, доченька, что ты…». Выслушав Вас ребенок говорит о том, что ему нравится в вас. И так до 7 раз. Часто бывает выясняются такие вещи, о которых вы и не подозревали! Это упражнение интересно делать с супругом, друзьями.
Попрощайтесь с неэффективными методами воспитания , которые лишь изматывают вас, не принося результата. Больше никаких повторений, напоминаний, урезониваний , объяснений, споров, дебатов, лекций, угроз, наказаний и принуждений! Добиться цели можно гораздо более простым путем……
С уважением,
педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна