Подготовила: Стенникова И.В.
Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания мира, определения свойств предметов и явлений, исследования пространства вокруг. К 4-5 годам дошколята хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Самый действенный способ познания – эксперимент. В этом возрасте он является главным способом понимания жизни. С приходом весны тает снег, по земле бегут ручьи, на асфальте лужи – значит можно провести много замечательных и познавательных занятий с ребёнком. Ребёнку интересно всё, со всем нужно познакомиться. Обо всём узнать. И весна, как никакое время года, способствует детской любознательности. Во время прогулки знакомьте детей с характерными явлениями весенней природы, предлагаем следующие опыты. Например:
«Где быстрее тает снег?»
Возьмите две формочки и положите в них снег. Одну формочку поставьте на солнышко, а вторую спрячьте в тень у забора или дома. Где снег быстрее растает? Почему? после этого задайте ребё нку вопрос: где быстрее растает снег – в тенистом лесу, где много деревьев, или на открытой поляне?
«Где быстрее наступит весна?»
Возьмите формочку и налейте в неё воду. Заморозьте воду в морозилке. Другую такую же формочку наполните снегом. Занесите в дом обе формочки – со снегом и льдом. Поставьте их рядом и наблюдайте, что растает раньше — лёд или снег? После этого задайте ребё нку вопрос: где быстрее наступит весна – на полянке или на реке?
«Где будут первые проталины?»
Возьмите стаканчики из-под йогурта, белые и тёмные, заполните их снегом. Поставьте стаканчики на солнышке и наблюдайте, в каких стаканчиках снег тает быстрее (в тёмных). Загадайте ребёнку загадку – возле какого дерева появятся первые проталины – возле берёзы или рябины? Рассмотрите кору берёзы – она белая. А ствол рябины тёмный. Вспомните про эксперимент со стаканчиками. Возле какого дерева снег растает быстрее? Получается, что возле дерева с тёмным стволом теплее!
«Что плывёт, а что тонет?»
Когда по земле побегут ручейки, бросайте в воду камешки, щепки, палочки, листочки и наблюдайте, какие предметы тонут, а какие плывут в воде? Пусть ребёнок научится сравнивать свойства лёгких и тяжёлых предметов.
«Когда появляются листочки?»
Возьмите на улице ветки тополя и поставьте их дома в банки с водой. Через некоторое время появятся листочки. Спросите, почему дома на ветках уже появились листочки, а на улице ещё нет? Пусть ребёнок догадается, что для распускания листочков требуется тепло.
«Когда бывает капель?»
Понаблюдайте с ребёнком, когда капельки воды капают с сосулек на крышах домов – днём или ночью? Для этого послушайте капель утром, днём и вечером. Вы увидите, что вечером капель прекращается. Почему? Становится холодно, и капельки воды замерзают. От этого она становится толще.
Способствуйте развитию познавательных интересов у ваших детей!