Дети должны усвоить названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно — следственных связей (почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы); пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.

Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: град, оттепель, капель, проталины, сосульки; март, апрель, май: солнечная, теплая, жаркая, бирюзовый, изумрудно – зеленый; оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает.

Грамматический строй
«Почемучка?» (установление элементарных причинно-следственньгх связей)
Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)
Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему трескается лед?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?

«Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна)
Весна какая? — ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая, холодная, теплая.

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)

«Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что бегут ручьи.

Связная речь
Пересказ рассказа «Три весны»

У природы три весны. Первая наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает, Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу, там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою.

Слоговая структура слова «Прохлопай» стишок:
В гости к нам весна пришла,
Деток радует она.
Солнце светит, солнце греет,
Всюду травка зеленеет.

Нарисуй в тетради подснежник.

Игровое упражнение «Какой, какое, какая, какие?»

Назови 3-5 признака (ответы ребенка записать) А:
Солнышко — какое? — яркое, весеннее, лучистое, теплое, блестящее.
Травка — какая? — молодая, зеленая, первая, нежная, долгожданная.
День — какой? —        
Деревья — какие? —        
Облака — какие? —        
Ручей — какой? —     

Игровое упражнение «Что делает? Что делают?» — назвать 3 действия (ответы ребенка записать) Б:
Солнце (что делает?)-        
Дети (что делают?)-        
Снег (что делает?) —        
Почки (что делают?)-        
Птицы (что делают?) —        
Гром (что делает?) —       

Игровое упражнение «Посчитай»:
Один ручей — два ручья — пять ручьев;
Один говорливый ручей — пять говорливых ручьев;
Одна сосулька — две сосульки —        
Одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки —        
Одна большая лужа —        
Одно высокое дерево —        

Игровое упражнение «Какое время года? А что наступит потом?» (ответы ребенка записать) А:

  1. Перечили времена года. Назови весенние месяцы.
  2. Если сейчас зима, то какое время года было до нее? А что наступит потом?        
    Если сейчас весна, то какое время года было до нес? А что наступит потом?        
    Если сейчас лето, то какое время года было до него? А что наступит потом?        
    Если сейчас осень, то какое время года было до нее? А что наступит потом?

Игровое упражнение «Исправь Незнайкины ошибки», «Составь предложение по опорным словам» (ответы ребенка записать) Б:
Дни, а, ночи.                
Солнце, поднимается, греет.        
Холодов, морозов.        
Снег, проталины, набух.        
Ручейки, весенние, по полям, лугам.        
Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.                
Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть.                
Воздух, весна.                
Воробьи, чирикать, приветствовать.        
Грачи, стран, родные края.        
Возвращаются, первыми, гнезда, крики  «гpa-гра».        

Пересказ рассказа «Весна»
Пригревает ласковое солнышко. Небо голубое и прозрачное. Тает рыхлый, грязный снег. Бегут веселые, звонкие ручейки. На проталинах показывается молодая, зеленая травка. Вырастают первые ранние цветы. На деревьях появляются изумрудные клейкие листочки. Прилетают шумные перелетные птицы. Наступила долгожданная весна.

Вопросы:
Что пригревает?       

 Какое небо?

Что тает?        

Бегут ручейки какие?

Что показывается на прогалинах?    

Что вырастает?

Что появляется на деревьях?        

Какие птицы прилегают?

Что наступило?

Пересказ  «Весна»  А, Б.   

Наступила весна. Василий выехал в поле. Он пахал поле под хлеб. Василий устал. Но тут подъехала Соня. Она достала хлеб, сало, соль, суп, мясо. Василий поел, отдохнул на соломе, а потом снова пахал без устали.
В поле пыль. Василий весь в пыли. Василий потом отмывался с мылом. Соня все подливала ему воды.

Вопросы:
Какое время года наступило?      

Куда выехал Василий?Почему устал Василий?    

Кто подъехал к нему в поле?

Что Соня приготовила на обед Васе?    

Что делал Вася потом?

Какой был Вася после работы?       

Как помогала ему Соня?

Подготовили Вицкая С.М., Щеткова И.А.