Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам: приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ; расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ; речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов) .
Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.
1.Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие,
маленькие, санитарные, служебные…);
2.Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что
это? – Береза);
3.Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает,
листья срывает…);
4.Подбирать предметы к действию — (На небе сверкает землю согревает. Что
это? — Солнце);
5.Подбирать действия к объекту — (Кто или что плавает? Летает? — Рыба,
самолет, бабочка, листья);
6.Подбирать обстоятельства — (Трудиться можно как? — Хорошо, спустя рукава, быстро);
7.Подбирать синонимы — (Большой, огромный, громадный);
8.Находить пропущенные слова — (Пришел почтальон, он принес…);
9.Распространять и дополнять предложения — (Кошки взобрались па дерево.
Какое? Зачем?);
10.Называть составные части целого — (Дерево — ствол, ветки, сучья);
11.Упражнять в названии антонимов (день — ночь, печаль -радость);
12.Упражнять детей в правильном склонении существительных (род,
число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь.
Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица — цыплята,
лошадь — жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе,
т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
13.Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки,
вязать… шарф;
14.Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…,
холодный…;
15.Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;
16.Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
17.Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);
18.Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка — это ложка, ложкой суп едят.
19.“Новые слова» — у лисы длинный хвост — как одним словам сказать —
длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги — длинноногий;
20.Заканчивать предложения:
— Миша пошел гулять (когда?)…;
— Мише стало грустно (отчего?)…;
— Миша обрадовался (когда?)…;
21.«Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий
людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.
22.Программа требует приучать детей правильно называть предметы
обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов,
ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).
23.Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие
взаимоотношения между играющими.
24.«Что в мешочке». Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать.
25.«Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит что изменилось.
Консультацию подготовила Рыбчинчук Т. С.