Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

     Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Их содержание – это жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам!          

     Профессор И.М.Снегирев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Свойство народных праздников радостно преображать все вокруг и глубже осмысливать события из жизни народа, природы и духовной истории; делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов. Как это ни удивительно, дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим «суперсовременным» родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и ликования.  

     Приобщение детей к народным традициям поможет педагогам воспитать здоровую личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух.       

     Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение календарных праздников: осенью – «Осенины», «Капустник», «Ярмарка», «Посиделки»; зимой – «Рождество», «Святки», «Колядки» «Масленица»; весной –  «Встреча весны» («Сороки»), «Пасха»; летом – «Праздник русской березки» (Троица), Иван Купала, Яблочный, Ореховый, Медовый Спас.

Праздники не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки – на  Пасху. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, свое звучание, своя музыка. Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда и само изменение будничного строя жизни.

      Хочется рассказать о некоторых народных праздниках, которые можно провести в детском саду.

                                                        «Осенины»

Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с бабьего лета  (с 14 по 27 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень праздником урожая. С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. На Воздвижение (27 сентября) начиналась капусткина неделя – рубка и засолка  капусты, устраивались вечерки с пирогами. С Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)  заканчивались осенние хороводы, начинались посиделки. «Посиделками» называли сбор парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период, которые начинались после уборки урожая, проводились по вечерам в будни и в воскресные дни по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству Христову.  

«Пришли Святки – запевай колядки!»

      При проведении праздника «Пришли Святки – запевай Колядки!» дети не только вволю повеселятся, но и познакомятся с древним обрядом колядования. Время от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. В старину по вечерам дети ходили по домам и пели особые песни – колядки. Ходили группами, наизнанку надевая зимнюю одежду, разукрашивая лицо, изменяя при пении и обращении к хозяевам голоса – чтобы не узнали. Заходили в дом только к знакомым, выпрашивая угощение:                          

   «Коляд-коляд-коляда! Ты подай нам пирога!                          

   Подавай да не ломай, а по целому давай.»               

     Хозяева угощали всех, кто приходил – пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами. Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и просьбами об угощении называют обрядом колядования. В старину он был самым любимым развлечением детворы среди других зимних забав.

«Масленица»

     Наиболее любимый праздник детворы: шумный, веселый, с блинами, катанием на лошади. Известно, что Масленица гуляется в конце февраля – начале марта, т.е. в короткий период между Новым годом и праздником 8 Марта. Масленица – это широкий, разгульный праздник. Отмечают  Масленицу целую неделю. Главный атрибут этого праздника – блин. Но все ли знают, почему именно блин? Блин – это знак солнца, символ богатства. До сих пор существует поверье, что чем больше блинов съедено на масленичной неделе, тем щедрее и богаче будет наступивший год. При подготовке к празднику педагоги знакомят детей с лучшими образцами фольклора: приметами, поговорками, закличками, загадками, песнями.

«Встреча весны»

     На  празднике «Встреча весны» водят хороводы и поют песни о весне, повторяют заклички, прибаутки: «Зима на исходе, весна на пороге». Детям рассказывают, что 13 марта день Василия – капельника, так как уже со всех крыш сосульки плачут; а 22 марта – главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния, день равен ночи. (12 часов день, 12 часов ночь). Дети обращались к солнышку: «Гори, солнце ярче. Лето будет жарче. А зима теплее, а весна милее».

  «Пасха»

Весна насыщена праздничными гуляниями. Пасха – самый большой и светлый православный праздник на Руси. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами, устраивают всевозможные игры. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка.  Для детей важна не столько суть и понимание этого праздника, сколько его радостная, торжественная атмосфера. Воспоминания о таком празднике, проведенном в детском саду, да еще совместно с родителями, останутся в памяти ребенка на долгие годы.

Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия, это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа. Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.

Радостная атмосфера детских праздников создает благоприятный климат в детском коллективе. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы, вызывает чувство удовольствия и побуждает детей к общению с «прекрасным», формируя культурные интересы и потребности. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами.

     Календарные народные праздники – это часть самобытной культуры русского народа. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения.

Статья выставлена Вандышевой Н.П., источниками являются интернет-ресурсы.