Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко О.А
На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.
Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это?, Зачем?, Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например:
одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И. Чуковский «От двух до пяти»).
Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.
Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твёрдых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, щ, л, р.
Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребёнок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более лёгкие по артикуляции звуки: на д’, потом на з’, далее на з. следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука ж ребёнок будет ещё какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребёнок начнёт употреблять его вместо звука з, произнося «жуб» вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребёнку. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «возрастная дислали
Развити речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.
Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дифектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст! В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально.
Речь ребенка в 3-4 года
Наиболее чувствительный период для развития речи ребенка – от 1 года до 5 лет. Поэтому особенно важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. А для этого, прежде всего, надо знать нормы развития речи в том или ином возрасте.
Речь ребенка в 3 года:
словарь примерно 800-1000 слов;
практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов;
правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и прочее;
начинает понимать и употреблять слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.);
осваиваются названия частей предметов (чайник – донышко, носик, крышка; а раньше любая из этих деталей были просто чайником);
появляются синонимы (веселый, радостный);
появляется словотворчество – ребенок пытается сам образовывать нужные ему слова. (кататься на карусели=каруселиться, лопаткой копаем, значит она – копатка);
замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
Комплекс артикуляционной гимнастики.
“Ковшик”
Широко рот открываем, краешки приподнимаем,
Язычок – баловничок, спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож, в него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши, ковшик всем свой покажи.(Широко открыть рот ,высунуть язык и удержать.)
«Часики»
Отдохнул и потянулся, влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.(высунуть язык и выполнять движения влево и вправо)
«Почистим зубы»
Рот откройте, улыбнитесь, свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние, ведь они у нас не лишние.( открыть рот и языком проводить по верхним зубам влево вправо)
«Слоник»
Тянет слоник хоботок, так он воду достает.( вытягивать рот трубочкой)
«Побелим потолок»
Будем наводить порядок, маляров возьмем бригаду,
Язычок вверх поднимаем, и побелке помогаем.( язык поднять к небу и выполнять движения вперед-назад)
«Вкусное варенье»
Нашей Маше очень смело, на губу варенье село,
Нужно ей язык поднять, чтобы капельку слизать.(открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу)
«Лошадка»
Будто в цирке выступает, конь подковами играет,
Ты не бойся и смелей, Запрягай его скорей.( цоканье языком)