10.09.2024 консультацию подготовил педагог Щеткова И.А.

Дети, как ни странно, также испытание.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, понимание.
Дети – это время, дети – это труд

Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок старшей
группы (5–6 лет)
Ознакомление с окружающим

  • Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.
  • Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского
    сада.
  • Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой,
    переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым
    сигналом).
  • Знать название города, деревни, где живут, улицу.
  • Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес.
    Экологическое воспитание
    о растениях
  • Узнавать и называть 6-7 растений и их части.
  • Уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет,
    особенности поверхности.
  • Выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив,
    опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии
    с его биологическими потребностями.
  • Определять способы приспособления растения к сезонным
    изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают,
    состояние покоя).
  • Знать и называть признаки живого (растет, движется, питается,
    размножается.)
    о животных
  • Уточнить представления о многообразии животного мира и характерных
    признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т. д.).
  • Знать основные жизненные функции: питание, дыхание, движение,
    размножение, рост, развитие и т. д.
  • Уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела.
    •Конкретизировать представления о проявлении чувств: голод, боль,
    радость, привязанность.
  • Продолжать знакомить с дикими животными.
  • Называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду,
    рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.
    о неживой природе
  • Формировать элементарные представления о переходе вещества из
    твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в
    лёд, лёд – в воду).
    Развитие речи
  • Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно.
  • Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
    подбирать к существительному несколько прилагательных; уметь составлять
    пары антонимов (противоположные по смыслу слова) и синонимов (разные
    по звучанию, но одинаковые по смыслу слова).
  • Употреблять в речи простые и сложные предложения.
  • Пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Поддерживать непринужденную беседу.
  • Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине,
    по теме, предложенный взрослым, а также фантазировать на свободную тему.
    Художественная литература
  • Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.
  • проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по
    главам.
  • Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям
    стихотворения.
  • Вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости
    следует напомнить ребёнку первые строчки, 2-3 считалки, загадки.
  • Называть любимого детского писателя.
    Математика — ФЭМП
  • Считать в пределах 10 количественный счет, отвечать на
    вопрос «сколько всего?»; порядковый счет, отвечать на вопрос «какой?».
  • Сравнивать 2 группы предметов, выраженные числами 9 и 10.
  • Чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух
    треугольников четырёхугольник. Знать некоторые характерные особенности
    геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник,
    трапеция, пятиугольник – количество углов, сторон, их равенство и
    неравенство.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд,
    назад, вверх, вниз).
  • Знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом.
  • Ориентироваться на листе бумаги рисование.
  • Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке
    возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать
    относительность признака величины предметов.
  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на
    наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
    уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и
    добавление единицы). Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине,
    высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.
  • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой
    полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного
    искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
    Лепка
  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
  • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
  • Владеть навыком округлого раскатывания.
  • Владеть навыком рационального деление пластилина.
  • Использовать в работе стеку.
  • Умение передавать в лепке движения.
  • Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.
    Аппликация
  • Правильно держать ножницы и действовать ими.
  • Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно
    образа.
  • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной
    вдвое и гармошкой.
  • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе,
    квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно
    наклеивать.
    Конструирование
    •Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и
    различать их по величине и форме.
  • Планировать этапы создания собственной постройки.
  • Создавать постройки по рисунку.
  • Работать коллективно.
    Конструирование из бумаги.
  • Владение навыком сгибания бумаги.
  • Проглаживание пальцем места сгиба.
  • Умение использования чертежей.
    •Знание терминов: сгиб, пунктир, штриховка.
    Игровая деятельность.
    К концу года дети могут:
  • Договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре;
    подчиняться правилам игры.
  • Разворачивать содержание игры в зависимости от количества
    играющих детей.
  • Использовать различные источники информации, способствующие
    обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).
  • Создавать творческую предметно-игровую среду, использовать
    полифункциональный материал, предметы заместители и др.
  • В дидактических играх оценивать свои возможности и без
    раздражения воспринимать проигрыш
  • Объяснять правила игры сверстникам.
    Самостоятельно следить за своим внешним видом, опрятностью,
    выполнять гигиенические процедуры и правила ЗОЖ. Стремиться к общению
    со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера
    по общению. Развивали мелкую моторику, дети стали лучше рисовать,
    вырезать, используя разные техники. Ребята научились договариваться друг с
    другом (не всегда). Сформировался дружный коллектив, команда!
    Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до
    10 и обратный счет. С легкостью делят слова на слоги, имеют представление
    о частях суток. Конечно все разные, со своими особенностями, характерами.
    Следующий год наша группа будет готовиться к школе. Когда ребенок
    достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители
    озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать
    так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был
    хорошим или даже лучшим учеником в классе? Есть ли критерий, который
    позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной
    жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название «школьная
    зрелость», или психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
    В этом и есть основная наша с вами задача. Именно от психологической
    готовности зависит успешность ребенка в школе. Подготовка руки к письму,
    развитие познавательной активности ребенка. Не страшно если он не может
    запомнить буквы, научиться читать – в школе он научится всему, если будет
    ходить в неё с удовольствием.
    Говоря о перспективах образовательно-воспитального процесса, хочется
    рассказать о предметно-пространственной развивающей среде нашей группы.
    В соответствии с возрастом есть дидактические игры, наглядные материалы,
    тематические уголки (театр, больница, дом). В зависимости от
    образовательной ситуации она трансформируется, дополняется. Игровой
    материал яркий и привлекательный, периодически сменяется, чтобы
    поддерживать интерес детей. Над насыщение мы работали в течении года и
    будем работать в течении следующего. Но самое главное, все игровые
    материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В группе есть
    свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала
    или пособия. Конечно, очень важно не только сделать всё доступным, но и
    помочь детям правильно и рационально это использовать