Консультацию подготовила Тэугяс О.В. 28.08.2022
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Общение ребенка — дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье.
“Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”. В. А. Сухомлинский Помочь родителям лучше понимать своих детей, осознать важность роли игры в развитии навыков общения дошкольников, одна из главных задач педагога. Один из способов развития общения у детей — коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка с взрослыми в системе отношений «взрослый – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми. Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Предлагаем несколько вариантов коммуникативных игр.
Успокаивающие игры «Клубочек»
Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.
Игры на доверие.
«Прогулка с завязанными глазами»
Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.
Ход: Дети, по желанию, разбиваются на пары — ведомого е завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось Игры на знакомство. «Снежный ком»
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.
Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
Игры на снятие агрессии и напряжения «Шалтай-Болтай».
Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Чтобы ваши сын или дочь лучше вошли в роль, вспомните, читал ли он стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. Если это так, то пусть ребенок расскажет о том, кто такой Шалтай[1]Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой. Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение: Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне.
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”. В.А. Сухомлинский