Ура, наконец – то «зарычал»! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук! Но тут же паника: « он теперь везде «Р» вставляет, или наоборот, сначала «РРРРРР», а потом все слово «РРлакета» или «ШШсапка». Спешу успокоить всех родителей – это совершенно нормально и естественно, ребенок «ищет» нужную артикуляцию, развивается его фонематический слух. Это и в самом деле трудная работа – научиться звук произносить правильно, и не только произносить, но и вставлять его в слова и пользоваться нужным звуком в речи.
Существуют определенные правила автоматизации звуков, которые позволяют детям постепенно «вводить» звук. Зная их, родители смогут помочь ребенку и избегут ненужных трудностей в процессе автоматизации.
- Логопеды советуют автоматизировать поставленные звуки в обратных слогах, так ка ребенку легко в медленном темпе поставить свои органы речи в нужное положение, например: «а-а-а-ш-ш-ш». Звуки произносятся длительно, тянется как гласный, так и согласный.
- При автоматизации поставленного звука в словах и предложениях не следует обращать пристального внимания на неправильное произношение других звуков. Например, произнося слово ШАР для закрепления звука «Ш», нельзя попутно поправлять звук «Р». Ведь на начальном этапе обучения ребенку трудно следить за правильным произношением нескольких звуков одновременно.
- В том случае, если автоматизируемый звук стоит в середине слова, то слоги, стоящие перед ним следует произносить отдельно ( КО – ШКА). Такое произношение помогает ребенку сосредоточить свое внимание на автоматизируемом звуке.
- Нужно соблюдать порядок автоматизации. Сначала идет закрепление в слогах, затем в словах, а потом уже в стишках, потешках, предложениях.
Приведенные далее игровые приемы помогут эту работу сделать для ребенка интересной и увлекательной.
Игры для автоматизации звуков.
«Лабиринт» (изолированное закрепление звука).- Помоги змейке добраться до своего болота, пройди по дорожке и пошипи как она:
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш,
А если устаешь, можешь вместе с ней отдыхать под кустиками, которые встречаются на пути Ш, Ш, Ш, Ш, Ш
«Доскажи словечко» (автоматизация на уровне слога). Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово на заданный слог, например – СА: ЛИ –( СА), КО – (СА), ПОЛО – (СА), КОЛБА – (СА)……
«Найди нужную картинку» (автоматизация на уровне слова). Ребенку предлагаются предметные картинки, среди которых есть на нужный для автоматизации звук. Сначала картинки предъявляются взрослым, а ребенок должен их «проговорить». При этом сразу делается установка, нацеливание на правильное произношение нужного звука: « Я тебе буду показывать, а ты назовешь мне картинки, только будь внимательным, здесь везде встречается звук Ш, язычок ставь на место и слушай, как он шипит». Далее можно две – три картинки смешать, в одной из которых тоже есть нужный звук и попросить самому найти картинку с заданным звуком. Картинки должны быть с разными по произношению звуками (например, не должно быть парных согласных, или звуков в мягкой позиции).
Заучивание стишков, чистоговорок (автоматизация на уровне предложения).
Этот раздел очень разнообразен и объемен. Стишки для заучивания можно посмотреть в специально подобранной литературе, а можно придумывать и самим:
СА-СА-СА УКУСИЛА В НОС ОСА…..
РА- РА-РА В ДЕТСКИЙ САД ИДУ С УТРА…..
ШО-ШО-ШО ГОВОРЮ Я ХОРОШО!…..
Терпения и успехов!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.