Лексическая тема «Моя страна. Мой город. Моя улица»
Родителям рекомендуется:
*Проведите беседу с ребенком о родном городе, уточните название улицы,
на которой живете, уточните домашний адрес.
*Напомните, что наша страна – наша Родина – Россия. Страной управляет президент,
напомните ребенку, как его зовут. У каждой страны есть свой флаг, гимн и герб.
*Расскажите, что означают цвета Российского флага (белый цвет означает мир,
чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество).
*Покажите картинку герба России, объясните значение (Двухглавый орел
олицетворяет благородство, мудрость, власть, храбрость, защиту от зла. Всадник
олицетворяет победу добра над злом).
*Послушайте вместе гимн. Расскажите, что нашей родиной – Россией управляет
президент. Напомните, что Родиной называют родные места, место, где человек родился и
вырос.
*Предложите ребенку ответить на вопросы:
• В какой стране мы живем?
• Как можно назвать людей, которые живут в России? (Россияне)
• В каком городе мы живем?
• Какой город является столицей России?
*Вместе с ребёнком рассмотрите на карте нашу страну и расскажите о ней:

«Мы живём в большой и прекрасной стране. Она называется Россия. Для того, чтобы
стать настоящими достойными гражданами нашей великой страны, надо хорошо знать её,
любить и гордиться ею. Попробуйте представить себе, какая она огромная необъятная,
наша Россия: На севере идёт снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, северные моря
скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цветы, летают бабочки, можно
купаться в море и загорать на солнышке.
Когда на одном конце страны (на западе) наступает утро, и малыши только проснулись
и собираются идти в детский сад, на другом конце страны (на востоке) уже вечер, ребята
уже пришли домой из детского сада, ужинают и готовятся спать.
Правда, всё это похоже на сказку? Вот такая она удивительная и необычная, наша
страна Россия!»
*Предложите ребёнку послушать «волшебное» стихотворение:
Ручеёк заливисто журчит,
Одуванчик ярко золотится,
Солнце так развесило лучи,
Словно крылья радужной жар-птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»
На первый взгляд обычное стихотворение. Но давай произнесём первые звуки каждой
строчки: Р – О – С – С – И – Я. Слышишь? У нас получилось название страны, в которой
мы живём, – Россия!

*Прочитайте ребёнку рассказ Ушинского «Наше отечество»
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём
Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её
потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом,
вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России
всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
(По К. Д. Ушинскому)
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: Россия, Родина, президент, Москва, столица,
флаг, государство, гимн, герб, кремль, куранты, Красная Площадь; (страна) большая,
дружная, сильная, добрая, независимая, непобедимая, многонациональная.
Грамматический строй

  1. «Чего много?» (родительный падеж множественного числа)
    В нашей стране много (чего?) полей.
    (реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга)
  2. «Полюбуйся!» (употребление творительного падежа множественного числа
    существительных)
    Мы любуемся (чем?) полем, полями.
    (река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад)
  3. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно — ласкательной
    форме)
    Лес — лесок
    (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)
  4. «СКОЛЬКО их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и
    падеже):
    Одна река, две реки, пять рек
    (пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога, здание, государство, памятник, фонтан,
    дом)
    5.Связная речСоставление рассказа о своей стране по вопросам:
    Как называется наша страна?
    Как называется столица нашей Родины?
    Что находится в Москве?
    Кто руководит нашей страной?
    Как называется город, в котором ты живешь?
    Главная улица в твоем городе.
    Какие достопримечательности есть в твоем городе?
    Где ты любишь гулять в своем городе?
    Твое отношение к своему городу.
    Твое отношение к своей стране.
    Прочтите детям стихотворение А. Прокофьева «Родина».
    На широком просторе,
    Предрассветной порой.
    Встали алые зори
    Над родимой страной.
    С каждым годом всё краше
    Дорогие края…
    Лучше Родины нашей
    Нет на свете, друзья!
    — О чём это стихотворение?
    — Что такое Родина?
    — Как называется наша страна?
    По — другому Россию называют:
    Наша Родина, наше Отечество, Матушка-Россия.
    «Герб России»
    У России величавой
    На гербе орел двуглавый,
    Чтоб на запад, на восток
    Он смотреть бы сразу мог.
    Сильный, мудрый он и гордый.
    Он – России дух свободный. (В. Степанов)
    *Предложите ребёнку выучить наизусть одно из стихотворений
    (по выбору).
    РОДИНА
    Небо синее в России,
    Реки синие в России.
    Васильки и незабудки
    Не растут нигде красивей.
    Есть и клёны, и дубы,
    А какие есть грибы!
    А ещё пекут в печи
    Вот такие калачи!
    В. Гусев
    РОДИНА
    Родина – слово большое, большое!
    Пусть не бывает на свете чудес,
    Если сказать это слово с душою,
    Глубже морей оно, выше небес!
    В нем умещается ровно полмира:
    Мама и папа, соседи, друзья.
    Город любимый, родная квартира,
    Бабушка, школа, котенок … и я.
    Зайчик солнечный в ладошке,
    Куст сирени за окошком,
    И на щечке родинка –
    Это тоже Родина.
    Т. Бокова

Игры и упражнения
Подбери признаки к нашей Родине, России
Задайте ребёнку вопрос: «Родина – какая?»
(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая,
весёлая, огромная, красивая, грустная)
Какое слово не подходит?
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
Подбери признак
-город (какой) –. ,
-улица (какая) –. ,
-дом (какой) –. и т. п.
Один — много
-один дом – много домов,
-одна улица – много улиц,
-один поселок – много посёлков,
-один город – много городов и т. п.
Чего много?
Задайте ребёнку вопрос: «В нашей стране много чего?»
-Город – много городов.
-Деревня – много деревень.
-Дорога – много дорог.
-Река – много рек.
-Мост – много мостов.
-Поле – много полей.
-Лес – много лесов.
-Машина – много машин.
-Люди – много людей.
-Дети – много детей.
Назови ласково
-Лес – лесок.
-Дорога – дорожка.
-Город – городок.
-Флаг – флажок.
-Мост – мостик.
-Магазин магазинчик.
-Дом -домик.
-Машина – машинка